В конце января был утвержден состав Экспертного совета по развитию конкуренции в области ИТ при Федеральной антимонопольной службе РФ. Приказ о его создании был подписан руководителем ФАС Игорем Артемьевым 23 октября 2008 г. В данный Совет, возглавил который заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, вошли представители Управления ИТ этой службы, Департамента государственной политики в области информатизации и ИТ Минкомсвязи, ассоциаций АП КИТ и АПЭАП, некоммерческих партнерств РУССОФТ и НП ППП, ИТ-компаний (Intel, Google, “1С”, “Ай-Теко”,“АйТи”,“Астерос”, “Консультант Плюс”, ЛАНИТ), юридических компаний (Nörr Stiefenhofer Lutz и Salans) и рекламного агентства “FCBi Москва”. Всего 22 человека.
Каким образом осуществлялось формирование Совета? “Инициатива в создании Экспертного совета была проявлена со стороны ФАС, и в данном случае это ведомство показало пример открытой и конструктивной работы с рынком, — отмечает генеральный директор компании “АйТи” Тагир Яппаров. — В СМИ был опубликован официальный пресс-релиз с приглашением желающих экспертов представить свои кандидатуры в Экспертной совет, а на сайте ФАС в открытом доступе были размещены контактная информация и требования к документам, которые должен предоставить кандидат. Я просто попросил своих сотрудников подготовить эти документы и отправить их в ФАС. Также это мог сделать любой представитель ИТ-рынка. Не могу сказать, как проходил отбор экспертов “внутри” ФАС, но, судя по составу Совета, в него вошли руководители самых разных компаний, представляющих практически все сегменты ИТ-рынка, что, безусловно, поможет объективной работе этого органа”.
“А меня в состав Экспертного совета рекомендовал исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев”, — сообщил нам президент некоммерческого партнерства РУССОФТ Валентин Макаров.
Однако информация учредителей своевременно дошла не до всех заинтересованных лиц. “Я раньше про образование этого Совета ничего не слышала, — говорит генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская. — В нынешнем его составе вижу некоторый перекос. На мой взгляд, в нем слишком много интеграторов и мало разработчиков ПО. Также удивляет, что в данном Совете представлена всего одна интернет-компания, да и то иностранная, а не отечественная. Кроме того, не очень понятно, зачем в этом органе присутствуют представители зарубежных фирм, являющихся, вообще говоря, на всех рынках монополистами. Их пригласили как экспертов по созданию монополий? Можно предположить, что некоторые участники Совета будут лоббировать интересы своих компаний, а не индустрии в целом”.
Напомним, что в августе прошлого года было создано Управление ИТ ФАС (PC Week/RE, № 2/2009), призванное заниматься контролем за состоянием конкуренции в ИТ-отрасли и выявлять случаи нарушения антимонопольного законодательства. В пресс-службе ФАС нам сообщили, что задачами нового Совета являются содействие развитию рынка ИТ, предупреждение и пресечение монополистической деятельности, рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением государственными органами антимонопольного законодательства в данной сфере, а также подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и государственного контроля в области информационных технологий.
“На первый взгляд, проблем с конкуренцией на ИТ-рынке не должно быть, поскольку этот рынок изначально был полностью открытым. Но иметь такой превентивный орган, чтобы следить за ситуацией, целесообразно”, — считает Валентин Макаров.
“Совет можно использовать как еще одну площадку для дискуссий -- например, по теме несовершенства “Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (ФЗ-94) и практики его применения, — говорит Николай Комлев. — Желание усовершенствовать ФЗ-94 есть у многих. Но трудность состоит в том, что это закон широкого действия и, улучшая его для одной сферы, можно ухудшить для другой”.
“Я считаю создание Экспертного совета по ИТ при ФАС очень важной и правильной инициативой в деле обеспечения действительно равных условий для производителей и поставщиков ИТ-решений, — полагает Тагир Яппаров. — Ведь очень часто различные элементы неравных условий могут быть “запрятаны” в технических требованиях, документации — то есть там, где без участия ИТ-специалистов их очень трудно обнаружить и выявить. В целом практика привлечения ИТ-экспертов к работам антимонопольных служб применяется во многих странах мира”. В качестве примера он привел “Закон о государственных закупках Евросоюза” (EU Public Procurement Directive), утвержденный в 2004 г., согласно которому условия конкурсных торгов и техническая документация не могут нести в себе ограничения на характер производства продукта, торговые марки и т. п. К разработке этого документа активно привлекались и ИТ-эксперты -- в частности, специальная рабочая группа Initiative for Software Choice, целью которой было обеспечение равных условия для производителей проприетарного и свободного ПО при госзакупках в ЕС.