Многопрофильная группа “Мерлион” расширила направление деятельности, связанное с компьютерной розницей. Параллельно с федеральной сетью магазинов “Позитроника”), где всё сделано для того, чтобы покупатель ощущал внимание продавца, а также мог быстро выбрать, разглядеть, а то и попробовать в деле приглянувшийся ему товар, она решила развивать сеть компьютерных магазинов-дискаунтеров (иногда их также называют магазинами эконом-класса), куда в поисках лучшей цены приходят покупатели, четко знающие, что именно им нужно.
Новый розничный проект “Мерлиона” получил название СИТИЛИНК, возглавил его Сергей Коваленко. Первый магазин семейства СИТИЛИНК был открыт в Москве в конце минувшего года на ул. Амурская, и уже сейчас, по словам г-на Коваленко, покупки в нем ежедневно совершают свыше 300 человек. Продавцы-консультанты в этом магазине отсутствуют, а их место занимает стайка из примерно 20 напольных электронных сенсорных терминалов, c помощью которых покупатель, пользуясь одним лишь указательным пальцем, может побродить по каталогу, выбрать нужные ему товары и оформить заказ. После оплаты в кассе покупателю остается только минут десять-пятнадцать (а то и меньше, это как повезет) наблюдать за крупным электронным табло и следить, когда его заказ будет готов к выдаче в окне, чем-то напоминающем окно приема-выдачи багажа на железнодорожном вокзале среднего размера*. В то же время зал ожидания, находящийся около окон выдачи товара, имеет очень цивильный вид и больше похож на офис продаж солидной авиакомпании.
Сделать заказ в магазине сети СИТИЛИНК можно и не выходя из дома. Для этого нужно зайти на сайт магазина и, пользуясь любым браузером, побродить по точно такому же каталогу, как и в окне установленных в магазине напольных электронных терминалов. Затем надо запомнить номер своего заказа и явиться в магазин лично. Товар резервируется на срок до трех суток. Если за это время он не востребован, то заказ считается аннулированным. Оплата товара с помощью кредитной карты не предусмотрена. По словам Сергея Коваленко, в ближайшее время в данном магазине для удобства покупателей, у которых в кошельке не оказалось необходимой наличности, будет установлен банкомат Сбербанка. Стоимость заказа от способа его оформления (дистанционно с компьютера или “живьем” с напольного терминала) не зависит.
“Для работы с представителями небольших оптовых организаций в зале магазина оборудованы специальные комнаты для презентаций и оформления сделок”, — отмечает Сергей Коваленко.
По мнению генерального директора “Мерлиона” Вячеслава Симоненко, формат магазина-дискаунтера будет как нельзя кстати в нынешние времена. “Задумки о создании еще одной розничной сети появились у нас в самом начале 2008 г., — говорит г-н Симоненко. — На тот момент никто и не предполагал, что наступят такие времена, когда почти всем игрокам розничного компьютерного рынка придется пересматривать свой ценовой рубеж. В большинстве случаев это происходит в ущерб прибыли”.
Г-н Коваленко утверждает, что цены СИТИЛИНКа ниже среднерыночных примерно на 20%. Создать такое привлекательное ценовое предложение новому магазину позволило в первую очередь наличие прямого доступа к производителям за счет реализации данного проекта в рамках группы “Мерлион”, где, как известно, имеется сильное дистрибьюторское подразделение. Вторым важным моментом является отсутствие затрат на продавцов-консультантов и очень низкие издержки на логистические процедуры. “Мы хотим быть магазином первого выбора или, как еще иногда говорят, магазином первой руки. То есть тем магазином, куда покупатель обращается за товаром в первую очередь”, — говорит г-н Коваленко.
В настоящее время каталог первого магазина сети СИТИЛИНК содержит сведения более чем о трех тысячах товаров, разбитых на 13 товарных групп. В нем представлены товары практически всех 70 прямых поставщиков группы “Мерлион”. “Не исключено, что в дальнейшем мы будем предлагать товары и других производителей, — говорит Сергей Коваленко. — Но пока этот вопрос находится в стадии обсуждения”. По его словам, инвестиции в проект СИТИЛИНК составляют примерно 4,5 млн. долл., а планируемый срок окупаемости — менее двух лет. В течение пяти лет “Мерлион” планирует открыть еще несколько магазинов-дискаунтеров в российских городах-миллионниках.
* В первом магазине СИТИЛИНК за расположенными в один ряд окнами выдачи товара расположен обширный склад.