Своеобразный вклад в борьбу с мировым кризисом внесла компания SAP, руководители которой на презентации очередной версии пакета бизнес-приложений SAP Business Suite 7 заявили, что с его помощью предприятиям, находящимся ныне в тяжелых финансовых условиях, удастся оптимизировать ключевые бизнес-процессы и одновременно сократить расходы на ИТ. Несмотря на то что в пакете, включающем модули ERP, CRM, SRM, SCM и PLM, появилось более 150 новых функций и ряд аналитических компонентов продукта Business Objects, главное его отличие от предыдущих версий связано с методологией внедрения и сопровождения. “Сегодня крупные предприятия отказываются от ИТ-проектов, требующих значительных капиталовложений, но окупающихся медленно, — убежден вице-президент Gartner Джефф Вудс. — Большие проекты, которые формируют фундамент для будущих успехов, слишком рискованны и дороги, а их выгоды трудно обосновать”.
Фактически на SAP Business Suite теперь распространяется модель развития, в течение трех лет успешно применявшаяся в отношении SAP ERP. Напомним, что в 2006 г. (см. PC Week/RE, № 41/2006) было принято решение сохранить на протяжении пяти ближайших лет стабильную версию этого продукта, выпуская все обновления в виде пакетов усовершенствований (enhancement packages), развертывать которые заказчик имеет право по своему усмотрению. Если функциональность очередного обновления ему не нужна, можно её не устанавливать, но при этом он по-прежнему будет использовать самую свежую версию ядра ERP-системы. Начиная с SAP Business Suite 7 подобные пакеты усовершенствований будут одновременно выпускаться и для всех остальных упомянутых выше модулей этого пакета. Такая синхронность позволит в каждый момент времени иметь набор полностью согласованных между собой приложений, а это особенно важно для предлагаемой SAP методологии попроцессного внедрения.
Именно такое внедрение, по мнению руководителей SAP, позволит существенно снизить стоимость развертывания и сопровождения системы. Если заказчику важно автоматизировать некий бизнес-процесс, в котором задействованы сервисы из разных модулей SAP Business Suite, то ему не придется вводить в эксплуатацию все эти модули полностью: в процессы будут включены только необходимые программные компоненты. В настоящее время SAP предлагает целый ряд готовых бизнес-процессов, реализующих так называемые лучшие практики. На презентации упоминались, в частности, сценарии разработки изделий, совместного планирования спроса и поставок, интегрированного подхода к закупкам и выбору поставщика. Развернуть их можно быстро и недорого: услуги высокооплачиваемых консультантов потребуются лишь для дополнительных уникальных настроек.
Не следует, впрочем, думать, что и платить заказчик будет только за используемые программные компоненты. На сайте SAP разъясняется, что политика лицензирования продуктов, входящих в SAP Business Suite 7, остается прежней. Иными словами, если в бизнес-процессе используется функциональность модуля SCM, то его лицензия должна быть куплена. Пакеты усовершенствований отдельно приобретать не придется: их стоимость включена в контракт по технической поддержке. В то же время компания предупреждает, что если новая функциональность выходит за пределы существующих лицензионных соглашений, то она должна оплачиваться дополнительно.
На разработку SAP Business Suite 7 ушло около пятнадцати месяцев, и в ноябре он был передан для предварительного ознакомления узкой группе консалтинговых компаний — IBM, Capgemini, Wipro и Atos Origin. Выпуск коммерческой версии пакета запланирован на нынешнее лето. По словам члена правления SAP Джима Хагманна Снабе, пакеты усовершенствований будут выпускаться раз в год и первый из них увидит свет в конце 2009-го. Их установка, как убеждены в SAP, — процедура весьма простая по сравнению с традиционным апгрейдом системы. А поскольку, согласно исследованию фирмы Information Technology Intelligence, 35% компаний, ранее планировавших на 2009 г. те или иные апгрейды ИС, откладывают или вовсе отменяют их, щадящий подход, реализованный в SAP Business Suite 7, может привлечь многих заказчиков. Несколько пакетов усовершенствований, выпущенных начиная с 2006 г. для модуля SAP ERP 6.0, установило у себя около тысячи предприятий. Цифра внушительная, но если вспомнить, что на ERP 6.0 перешли 13 тыс. компаний, она представляется не столь уж большой.
Не все ясно пока с нумерацией версий. Если все модули, входящие в пакет, будут иметь номер 7.0, то это означает, что такой номер получит и модуль ERP, стабильность ядра которого некогда гарантировалась вплоть до 2010 г. С другой стороны, представители SAP настаивают на том, что в течение какого-то времени ядро SAP Business Suite 7 останется стабильным, а инновации будут предоставляться заказчикам в форме синхронно выпускаемых пакетов усовершенствований всех модулей этого продукта. Во-первых, непонятно, на протяжении какого срока сохранится стабильное ядро модулей SAP Business Suite 7. А во-вторых, из данной схемы явно выпадает модуль ERP, новая версия которого (вероятно, 7.0) должна была появиться не ранее 2010-го. Будем надеяться, что на все подобные вопросы мы получим ответ летом, когда пакет поступит в продажу.