Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) изучила рынок услуг доступа в Интернет. Исследование, основное внимание в котором было сосредоточено на состоянии конкурентной среды в населенных пунктах с численностью жителей менее миллиона человек, показало как положительные сдвиги в данном сегменте рынка, так и тревожные моменты. По итогам этой работы ФАС приняла решение о возбуждении судебных дел в отношении двух компаний за явные нарушения антимонопольного законодательства. Но поможет ли это изменить ситуацию?
Рынок сегодня и шесть лет назад
Рынок услуг доступа в Интернет в последний раз анализировался антимонопольными органами в 2002 г. За прошедшее время на нем произошли существенные изменения: увеличилось количество пользователей, выросло число провайдеров, появились новые технологии.
По оценке ФАС, Интернет в России развивается сверхдинамично. Об этом свидетельствует прежде всего базовый статистический показатель — количество пользователей. Так, если в 1998 г. их насчитывалось немногим более миллиона человек, то уже в 2002-м их численность превысила 9,5 млн., а к середине 2008-го достигла 33,7 млн., что составляет 24% населения.
За истекший период времени значительно выросло и количество интернет-провайдеров. Если в 2002 г. в России было около трёхсот таких операторов, то в 2008-м число выданных лицензий на право предоставления услуг связи по передаче данных приблизилось к двум тысячам.
Так что же не устраивает ФАС? Может быть, то, что распределение интернет-аудитории по регионам вопреки ожиданиям изменилось незначительно, а сегмент широкополосного доступа (ШПД) на территориях с населением менее миллиона человек почти не развит? Ведь, как и при проведении предыдущего анализа, более двух третей всех пользователей Интернета все еще сосредоточено в европейской части России и особенно в Москве, где уровень проникновения в Сеть достиг 60%.
Но, видимо, ФАС настораживает не столько это, сколько ситуация в сегментах коммутируемого доступа и xDSL. Объемы товарного рынка коммутируемого доступа в среднем по России за шесть лет снизились на 6,5%, что связано главным образом с устареванием технологии, не обеспечивающей высокие скорости обмена информацией. Несмотря на значительное количество продавцов, коэффициент концентрации составляет в среднем 98% и рынок коммутируемого доступа оценивается как высококонцентрированный, да и тенденций к развитию конкуренции в данном сегменте нет.
В сегментах ШПД наибольшее распространение получили способы организации доступа по имеющейся сети телефонной связи и по выделенным линиям. По всей стране рост этого рынка за шесть лет составил 285%. Коэффициент концентрации в среднем достигает 85% с тенденцией к снижению по большинству регионов до 75%.
В сегменте хDSL коэффициент концентрации близок к показателю, сложившемуся ив сегменте коммутируемого доступа. Доминирующее положение с долями более 50% занимают “традиционные” операторы связи — МРК (межрегиональные компании). Как и с коммутируемым доступом, ситуация на рынке DSL во многом определяется возможностями доступа к сети оператора местной телефонной связи.
Рынок является умеренно-концентрированным только в сегменте организации доступа по выделенным сетям и сетям кабельного телевидения (коэффициент концентрации — от 40%).
В целом рынки доступа в Интернет в сегменте ШПД, отмечает ФАС, являются высококонцентрированными с тенденцией к снижению концентрации, в основном за счет технологической взаимозаменяемости услуг.
Экономические барьеры стали серьезным тормозом для развития ШПД в регионах. Все участники рынка, не являющиеся МРК, жаловались на высокий уровень первоначальных затрат как при создании собственной сети связи, так и с использованием сети связи другого оператора (затраты только на аренду каналов составляют 15—25% от величины доходов); при этом отмечается значительный рост тарифов традиционных операторов на аренду инфраструктуры — выделение мест для размещения оборудования и использование сетевых ресурсов, таких как абонентские линии связи.
Кроме того, недовольство операторов вызывает установление МРК “заградительных” тарифов на услуги по пропуску трафика из своих сетей, а также на присоединение сетей. В двух субъектах РФ — Республике Карелия и Ленинградской области — участниками рынка отмечена необоснованно высокая цена за доставку трафика в районные центры магистральными операторами первого уровня (“ТрансТелеКом”, “Ростелеком”, “РТКомм.РУ”) — например, цена трафика от Санкт-Петербурга до районного центра может возрасти в 12 раз.
Впрочем, валить всю вину за такой перекос на магистральных и зоновых операторов не стоит: желающих инвестировать развитие первичных сетей связи в нашей стране находится пока немного, в сотни раз меньше, чем волонтеров сегмента доступа, а создание первичных сетей в принципе всегда должно опережать рост сетей вторичных. Ни Минкомсвязи, ни другие органы власти в последние полтора-два десятилетия взаимоувязанному развитию сети связи страны серьезного внимания не уделяли, и нет ничего удивительного в том, что по направлениям, где каналов не хватает, рынок навязывает соответствующие цены. И если бы ФАС рассматривала сегмент ШПД в своем отчете не изолированно, а во взаимодействии с другими секторами телекоммуникационного рынка, многие выводы антимонопольного ведомства, вероятно, прозвучали бы по-другому.
Преступление и наказание
Проведенное исследование высветило значительные проблемы с развитием столь важного в современных условиях товарного рынка — в частности, существенную разницу в ценах на услуги в крупных городах и остальных населенных пунктах, что только усугубляет “цифровое неравенство” провинции. Как заметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, после обсуждения данного вопроса на президиуме коллегии ФАС решила принять ряд мер, призванных пресечь ограничение конкуренции и ущемление прав пользователей, в том числе по устранению вышеназванной проблемы.
Так, принято решение возбудить дела в отношении фирм “СибирьТелеком” и “Северо-Западный Телеком” по признакам нарушения антимонопольного законодательства в результате установления монопольно высоких цен за использование абонентской линии с целью организации доступа в Интернет. Кроме того, в настоящее время ФАС проводит проверку на оптовом рынке поставки трафика на предмет установления монопольно высоких цен и создания неравных условий деятельности.
Хорошо, что в данном случае проведенный антимонопольным органом анализ ситуации в сфере доступа в Интернет не был, как обычно, “поставлен на полку”, и виновные в раздувании потребительских цен на рынке скорее всего будут наказаны. В этой связи стоит отметить, что профильное ведомство — Минкомсвязи РФ — оказалось в весьма щекотливом положении. Ведь министерство имеет в своем распоряжении все необходимые рычаги влияния на операторов, занимающих существенное положение на рынке, и при желании до карательных мер дело можно было бы не доводить. Достаточно вспомнить пример Татарстана, где республиканское Министерство информатизации и связи в течение прошлого года своими силами сумело снизить тарифы на доступ в Интернет в четыре раза в четыре раза.
То же касается и административных барьеров, которые мешают многим участникам рынка. Услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, и основное препятствие здесь — процедура оформления лицензии. В сегментах рынка, где для организации интернет-соединения применяются технологии беспроводного доступа, в качестве барьеров в отчете ФАС отмечаются длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (в том числе для базовых и радиорелейных линий). Срок согласования может составить около трех лет, а стоимость согласования во ФГУП ГРЧЦ и “Воентелекоме” достигает 200 тыс. руб.