Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “О навигационной деятельности”. Примечательно, что впервые в российском законодательстве даётся дефиниция навигационной деятельности, под которой понимаются действия, связанные с нахождением и использованием координатно-временных параметров объектов, а также определяются средства и объекты навигации.
Субъектами правовых отношений в данной сфере являются органы государственной власти, местного самоуправления, физические и юридические лица, оказывающие и получающие соответствующие услуги. Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются этим субъектам на безвозмездной основе и без ограничений.
C 1 января 2011 г. транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых составляется федеральными и местными органами исполнительной власти, подлежат оснащению средствами навигации, их функционирование обеспечивается российскими навигационными системами.
Предполагается, что данный закон позволит установить порядок взаимодействия между субъектами навигационной деятельности и обеспечить широкомасштабное использование систем навигации, включая ГЛОНАСС, в интересах обороны и безопасности страны, различных отраслей экономики и международного сотрудничества. В своих комментариях специалисты отметили положительные и отрицательные стороны нового закона.
Так, ГИС-Ассоциация выделила в нем три принципиальных момента. Во-первых, снимаются ограничения на точность определения координат любых объектов, за исключением отдельных территорий и объектов, для которых законодательством РФ установлен особый режим безопасного функционирования (их перечень составляет правительство). Это — серьезный шаг вперед в разрешении вопросов правового вакуума, связанных с секретностью при работе с пространственными данными, и существенный прорыв, позволяющий создать прецедент открытого использования пространственной информации хотя бы в одной области предметной деятельности. Исходя из здравой логики, сохранение каких-либо ограничений в других областях (картография, геодезия, кадастр) также подлежит пересмотру, считает ГИС-Ассоциация.
Во-вторых, на 2011 г. отодвигаются сроки обязательного использования ГЛОНАСС при обеспечении обороны и безопасности РФ, повышении эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ. Видимо, это положение связано с экономическими реалиями и огромной суммой, которую придется выделить из госбюджета на оснащение перечисленных объектов навигации соответствующей пользовательской аппаратурой. Правда, непонятно, почему в законе о навигационной деятельности регулируются вопросы геодезии и кадастра.
В-третьих, правительству РФ предоставляется возможность создать федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания соответствующих услуг. По сути это означает отказ нашей власти от рыночных принципов развития навигационных услуг и вручение так называемому федеральному сетевому оператору практически безграничных возможностей без четкого определения его функций. Объяснение такого подхода технологическими нуждами не выдерживает никакой критики. Рынок не терпит технологического единства: на нем либо происходит конкуренция, либо никакого рынка просто не существует.
Более положительно рыночные перспективы закона оценил Алексей Пчелинцев, первый заместитель исполнительного директора ассоциации “ГЛОНАСС/ГНСС-Форум”, который отметил, что принятие закона инициирует формирование регулируемого государственного рынка навигационного оборудования ГЛОНАСС. С вступлением закона в силу разработчики смогут оценить объемы рынка и спрогнозировать масштабы производства. Он надеется, что учитывая количество транспорта, подпадающего под действие закона, число необходимых устройств составит несколько миллионов, что позволит сократить их стоимость более чем вдвое и привлечь в Россию иностранных производителей, тем самым стимулируя конкуренцию.
Однако г-н Пчелинцев с сожалением отметил, что разработчики законопроекта не провели его обсуждения. В результате принятый закон не в полной мере соответствует своему предназначению и не регламентирует целого ряда аспектов навигационной деятельности.