“Когда грохочут пушки, музы молчат"… Именно этим афоризмом можно охарактеризовать ситуацию последних трех месяцев на российском ИТ-рынке. Вопросы новых технологий и моделей их применения ушли куда-то далеко на задний план обсуждений, во главе угла которых темы сокращения издержек, избавления от ненужного и т. д., т. е. выживания, а не развития. Но как же все-таки обстоят дела с SOA, виртуализацией, “облачными вычислениями” и пр., проповедники которых убеждали всех, что они должны снизить (затраты) и повысить (эффективность)? Казалось бы, как раз сейчас все это очень нужно предприятиям, ведь всем уже понятно, что мы имеем дело не с кризисом (как некоторым переломным моментом), а просто уже живем в новых экономических условиях.
О возможностях использования новых идей и шел разговор в начале февраля на конференции Parallels Summit 2009 в Лас-Вегасе (США), организованной одноименной компанией для своих заказчиков и партнеров.
Parallels — один из наиболее активных игроков на рынке средств виртуализации (а точнее — построения оптимальной вычислительной среды). Ее известность во многом определяется еще и тем, что, являясь в общем-то не очень большой компанией (с оборотом 100—130 млн. долл. в год), она пытается реально конкурировать с мировыми ИТ-гигантами. Для нашей страны повышенный интерес к Parallels определяется еще и ее двойным национальным статусом, когда бизнес ведется преимущественно за рубежом, а вся разработка ПО — в России (см. PC Week/RE, № 38/2008). Приятно было участвовать в далеком американском мероприятии, где тон обсуждению задавали наши соотечественники.
Это уже четвертая подобная конференция Parallels за последние годы, но в нынешнем году ее название Hosting Day было изменено на Cloud Day. Конечно, это можно отнести в какой-то мере к вопросам маркетинга, но смене слов есть и объективные объяснения. О чем довольно подробно рассказал в своем пленарном выступлении CEO компании Сергей Белоусов, и многие его тезисы потом подробно обсуждались по ходу конференции.
Общая ситуация на рынке Cloud
Компания Parallels (еще год назад известная под именем SWsoft) позиционирует себя как вендора средств оптимизации вычислительной инфраструктуры в целом, включая технологии виртуализации и инструменты автоматизации технической и деловой деятельности. До сих пор основными ее клиентами были хостинг-провайдеры, которые теперь превращаются в поставщиков облаков (Cloud Computing). Собственно, один из исходных посылов конференции заключается именно в этом тезисе: Cloud Computing —новый этап развития хостинга. В чем же состоит новизна?
Главное — значительно расширяется область применения хостинг-модели, которая до сих пор, фактически была ограничена сферой Web-сайтов, а сегодня имеет все шансы охватить корпоративные ИТ. Это расширение сопровождается выходом на данный рынок качественного новой группы игроков — глобальных ИТ-поставщиков, которые теперь позиционируют себя также в роли хостинг-провайдеров. Появляется и качественно новый формат услуг — SaaS, т. е. предоставление бизнес-услуг, а не ИТ-услуг. Кроме того, методы хостинга начинают применяться не только в рамках ауторсинга, но и для организации внутрикорпоративных ИТ-систем.
Говоря о текущей ситуации на рынке Cloud Computing, Сергей Белоусов выделил две основные группы провайдеров: поставщиков Cloud Computing-платформ (Platform Cloud), тех, кто делает хостинг на своем собственном ПО, и поставщиков Cloud Computing-сервисов (Services Cloud), использующих для создания сервисов чужое ПО.
В первую группу в свою очередь входят три подгруппы: Google, Microsoft, все остальные (среди них отдельно отмечены IBM и Apple, а далее следует список — Yahoo!, EMC, HP/EDS, Amazon, Facebook, SAP, Adobe и пр.). Чем определяется такое разделение — с точки зрения технологий и бизнес-моделей, — это вопрос дискуссионный, но в целом с такой классификацией можно согласиться — она четко выделяет двух лидеров (которые являются при этом непримиримыми конкурентами) среди поставщиков платформ Cloud Computing.
Во второй группе поставщиков Cloud Computing руководитель Parallels также выделил (по более понятным критериям) две категории: независимые хостеры, предоставляющие услуги внешним клиентам, и внутрикорпоративные провайдеры. Вполне очевидно, что сама Parallels позиционируется себя как технологического вендора для этой группы, причем важно, что если хостеры являются традиционными клиентами компании, то вторая подгруппы — это относительно новые для нее заказчики (собственно, сегмент внутрикорпоративных заказчиков лишь сейчас зарождается, но является весьма перспективным).
Что касается перспектив поставщиков Services Cloud в конкурентной борьбе с платформенными вендорами, то на конференции в целом прозвучали весьма оптимистичные оценки. Причем экономический кризис даже на руку таким компаниям, поскольку предприятия-заказчики (в том числе из среды малого и среднего бизнеса) в поисках снижения ИТ-издержек будут переходить к использованию хостинга вычислительных ресурсов и при этом станут искать более дешевые предложения.
Причем — и данная мысль проходила красной нитью через всю конференцию: стоимость услуг — это не единственное и даже не главное преимущество провайдеров Services Cloud. Гораздо важнее то, что хостеры могут проявлять более высокую гибкость и оперативность в работе с клиентами. По мнению участников саммита, ключевым моментом в реализации современной эффективной хостинг-инфраструктуры является даже не столько создание оптимальной вычислительной среды (та же виртуализация, балансировка нагрузки и пр.), сколько автоматизация процесса коммерциализации хостинга (управление планами счетов, биллингом и пр.). Как раз тут традиционные хостеры имеют большой опыт.
Тут мы подходим к ключевому вопросу, обращенному к участникам конференции: “Build or buy?” (разрабатывать или покупать), имея в виду в первую очередь систему управления коммерческой составляющей организации хостинга. Естественно, выступающие отдавали предпочтение второму варианту, отмечая, что готовые решения могут существенного сократить затраты хостеров и повысить гибкость их работы с заказчиками.
Дорожная карта продуктов Parallels
Что же касается Parallels, то компания видит свои конкурентные преимущества в противостоянии с именитыми соперниками именно в наличии всего комплекса необходимых хостерам решений, включая средства виртуализации и автоматизации вычислительных сред (см. рисунок). Развитие всей этой системы будет идти в направлении интеграции всех ее компонентов.
На конференции было заявлено о планах перевода продуктов автоматизации (в первую очередь, Business Automation и Operations Automation) на единую основу программного кода. Это позволит более гибко распределять объем работ внутри команд программистов, сократить дублирование операций по написанию кодов для разных продуктов, согласованно осуществлять их обновление и позиционировать себя на рынке как поставщика целостного и продвинутого решения в сфере автоматизации и управления ИТ-инфраструктурой. Развитие Visual Automation будет идти в направлении поддержки гетерогенных сред, в том числе Microsoft Hyper-V, VMware и Xen.
Из виртуализационных продуктов до конца года обещано появление Parallels Server Bare Metal — современного гипервизора, работающего без хост-ОС на “голом железе”. О его технических деталях пока известно немного, но обещано, что он будет поддерживать работу и виртуальных машин, и контейнеров.
Другие аспекты темы
Схема позиционирования различных поставщиков Cloud Computing, нарисованная Сергеем Белоусовым на конференции, в целом не вызывает сомнений (хотя этот вопрос также можно обсуждать, в том числе оценивая соотношение сил среди подгрупп). Однако в ней явно обойден вниманием другой важный аспект обсуждаемой темы — конкуренции между поставщиками решений для провайдеров Cloud Computing, в результате чего может сложиться неверное представление, что у Parallels просто нет соперников в сегменте независимых хостеров. Но это конечно же не так. На вторую группу провайдеров Cloud Computing нацелена очень представительная команда вендоров, в составе тех же Microsoft, Google, IBM, а также VMware, Citrix, Red Hat и др.
Ведь мы сейчас находимся в преддверье резкого расширения числа и качественного состава (разновидностей) поставщиков хостинг-услуг. И основная борьба со стороны софтверных вендоров развернется не столько за ветеранов рынка, сколько за новых игроков. А для них платформенные предложения от ИТ-гигантов могут оказаться весьма привлекательными.
И еще один важный момент. Все, что говорилось на прошедшей конференции, относилось к западным рынкам, преимущественно американскому. Из кулуарных обсуждений можно было лишь получить подтверждение тому, о чем мы догадываемся, наблюдая ситуацию изнутри: в нашей стране рынок хостинга находится пока в зачаточном состоянии. Парадоксально, но теоретические выкладки говорят о том, что экономический кризис может ускорить его формирование. Посмотрим.