Последнее годовое собрание Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) показало некоторое изменение интересов его участников. Сегодня уже никто не ломает копий вокруг получения лицензий на эксплуатацию сетей подвижной связи третьего поколения (3G) и не испытывает особых иллюзий относительно возможностей создания в российских условиях виртуальных мобильных операторов связи (MVNO), как это было годом или двумя раньше. При этом в докладах достаточно твердо прозвучало, что среди членов ассоциации есть компании, готовые не только работать с 3G-операторами в рамках MVNO, но и участвовать наряду с ними в софинансировании строительства таких сетей. А это, согласитесь, совсем другой разговор!
Как и прежде, было немало упреков в адрес Администрации связи страны по поводу слишком медленной конверсии радиочастотного спектра и трудностей с выделением частот, но сейчас не обошлось без признания и других не менее острых вопросов, например затягивания сроков приемки сетей и ввода их в эксплуатацию. И наибольшее место на заседании заняли не эмоциональные выступления, а достаточно полные отчеты о взаимодействии с органами государственной власти и об участии в работе различных комиссий в рамках законотворческого процесса, создания технических регламентов и т. д. Причем особенно много говорили о плодотворном взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой.
Региональные операторы связи — типичные представители предприятий малого и среднего бизнеса (СМБ). Еще в начале 2000-х годов многие аналитики говорили о неконкурентоспособности таких компаний по отношению к операторам “большой тройки” и предрекали их скорый уход с рынка сотовой связи, но на деле ситуация развивается как раз в противоположную сторону: если в 2006 г. региональные операторы обслуживали 13,5% абонентов, в 2007-м —14,7%, то в конце 2008-го — 17,2%. И главную заслугу в этом приписывают ФАС, которая всегда активно поддерживала членов АРОС. А в результате этих совместных усилий выиграли абоненты: в тех регионах, где представлены операторы АРОС, тарифы на услуги сотовой связи ниже, чем там, где население обслуживают только компании “большой тройки”.
Сегодня операторы ставят перед ФАС совсем другие вопросы, скажем, как ускорить ввод готовых сетей в эксплуатацию? Например, одна компания ждала такого разрешения полтора года, неся серьезные экономические потери, зато для тех, от кого зависит принятие решения, на такой почве “произрастают” большие коррупционные возможности. Представитель ФАС признал наличие проблемы и необходимость работы в данном направлении. Он привел еще более вопиющий случай, когда ТВ-оператор, получивший лицензию сроком на пять лет, около четырех лет потратил на получение разрешения на эксплуатацию станции.
Впрочем, внутриведомственные проволочки иногда отступают на второй план перед проблемами межотраслевыми. Представитель компании СМАРТС, действующей в Поволжье, обратил внимание ФАС на трудности присоединения к электросетям. Бывший монополист РАО ЕЭС прекратил свое существование, но ситуация на энергетическом рынке нисколько не улучшилась, здесь теперь хозяйничают местные электрокомпании. Надо поднимать вопрос о создании конкурентной среды в энергетике и создавать малую энергетику. “Большая энергетика полностью блокирует малую, — сказал он. — Если не появится малая энергетика, то местные монополисты будут драть три шкуры с малого и среднего бизнеса!”