Не слишком ли много мы говорим сегодня о кризисе? Иногда ловишь себя на мысли, что обсуждений такого рода значительно больше, чем поводов для них. Только что подвела итоги своей работы в прошедшем году компания Digital Design. И что же мы видим? Оборот ее вырос на 51,3% и составил 633,8 млн. руб. Годом ранее темпы роста были практически такими же — 52%. И точно так же, как в 2007-м, 10% выручки было получено от заказчиков из госсектора и 60% принесло московское отделение (головной офис Digital Design находится в Санкт-Петербурге). Как заявил коммерческий директор компании Алексей Зеленцов, число проектов, выполненных ею в IV квартале, выросло, и более того, по предварительным оценкам I квартал 2009 г. в финансовом плане будет успешнее, чем аналогичный прошлогодний.
В чем причины подобного подозрительного по нынешним временам благополучия? Напомним, что сфера деятельности Digital Design охватывает системную интеграцию, внедрение систем управления ИТ-инфраструктурой, услуги по оптимизации документориентированных бизнес-процессов (на базе продукта DocsVision), развертывание бизнес-приложений и заказную разработку ПО. Несмотря на скромную 10%-ную долю доходов, получаемых в госсекторе, этот сегмент сегодня представляет собой своеобразный остров стабильности. Такие заказчики, как Госдума, Высший арбитражный суд, федеральные агентства по обустройству государственной границы и рыболовству, имеют стабильное бюджетное финансирование и склонны развивать внедренные в прежние годы системы документооборота и контроля исполнения поручений. Но кроме того, Digital Design успешно работает с рядом государственных унитарных предприятий и компаний, в значительной степени контролируемых государством. В одном из них — ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) — в прошедшем году выполнялись проекты по созданию службы поддержки пользователей (на базе HP Service Desk) и системы управления ИТ-инфраструктурой (на основе Microsoft System Center Configuration Manager). Вклад одной только РЖД в копилку Digital Design составил, по словам генерального директора компании Андрея Федорова, более 25%. О смещении фокуса внимания к госзаказам свидетельствует и отмеченное директором московского представительства Digital Design Татьяной Баклановой пятикратное увеличение числа участников тендеров такого рода.
Тем не менее, как считает Андрей Федоров, было бы неправильно говорить о том, что компания совсем не замечает кризиса. Конкуренция на рынке становится более жесткой, а цена каждой ошибки возрастает многократно. Очень важно вовремя понять, в какую сторону меняется спрос, какие решения наиболее востребованы, какие ниши особенно перспективны. Так, например, самым высокодоходным направлением в прошедшем году оказалась для компании разработка ПО на заказ: ее доля в общей выручке составила 12%. Заметно вырос спрос на такие разработки со стороны зарубежных заказчиков (в странах Скандинавии — на 100%). В Digital Design убеждены, что самое пристальное внимание клиенты будут проявлять к стандартным быстро внедряемым коробочным редакциям программных продуктов. Об этом свидетельствует успех представленного еще в 2007 г. пакета Smart Start for DocsVision. Только что в компании появилось новое подразделение — департамент лицензирования. Наметившаяся в последние годы тенденция к легализации ПО сегодня требует оптимизации подобных процедур с точки зрения распределения расходов.
Последний фактор является весьма существенным стимулом к переходу предприятий на аренду приложений по моделям S+S, или SaaS, поскольку такие модели позволяют перевести расходы на ПО в категорию операционных и растянуть их на длительный период. Уже сейчас эта услуга предлагается для системы Microsoft Dynamics CRM и собственных решений Digital Design на ее основе. Планируется также предоставление в аренду приложений, построенных на основе системы управления документооборотом DocsVision.
Год назад в условиях острого кадрового дефицита компания развернула программу, нацеленную на развитие талантов и удержание квалифицированных специалистов. Она, в частности, была призвана стимулировать инновационные начинания рядовых сотрудников, предлагающих новые направления бизнеса, которые в случае успеха выделялись бы в отдельные компании, причем инициаторам впоследствии обещалось участие в прибылях. Сегодня ситуация с кадрами во многом потеряла свою остроту, о чем свидетельствует рост штата за год с 300 до 350 человек. И всё же, по словам Андрея Федорова, упомянутая программа не свернута. Впрочем, и реальных успешных примеров подобного “инкубаторского” развития бизнеса у компании пока нет.