В конце февраля компания “АйТи” совместно с корпорацией Microsoft провели II научно-практическую конференцию “Информационная система инновационного вуза — 2009”. Закономерно, что в соответствии с целями подобных мероприятий организаторы в основном стремились познакомить представителей учебных заведений со своими технологическими решениями. Однако некоторые идеи, высказанные генеральным директором “АйТи” Тагиром Яппаровым, могут представлять интерес не только для отечественной системы высшего образования, но и для ИТ-индустрии в целом.
Прежде чем высказать свою главную мысль, г-н Яппаров вкратце обрисовал для аудитории сегодняшнюю ситуацию. Вплоть до последнего времени в отечественной ИТ-отрасли наблюдался нарастающий дефицит ИТ-специалистов, и многие компании видели выход из положения в активном сотрудничестве с вузами. В свою очередь, университеты, сознавая, что без использования ИТ их образовательные программы становятся все менее конкурентоспособными, охотно шли навстречу бизнесу. Несмотря на это, сложившиеся отношения большинства вузов и индустрии в основном носили сугубо утилитарный характер. Обе стороны решали собственные задачи первичного уровня. Бизнес стремился с минимальными затратами вырастить как можно больше кадров, а университеты хотели заполучить определенные технологии, в то же время минимизировав свои вложения. Все это привело к тому, что сейчас множество крупных компаний располагают в стенах университетов различными учебными центрами и центрами компетенции (в некоторых вузах их десятки). Но по-настоящему серьезного взаимодействия, которое приводило бы к созданию совместных технологий и продуктов, практически не возникло.
Сложившаяся ситуация, как считает Тагир Яппаров, наносит ущерб всем. Отечественное образование подошло к той черте, когда ему нужны качественные перемены, чтобы сохранить свой накопленный еще в советские времена потенциал. А ИТ-индустрия не использует очевидный ресурс для своего развития. (Пример Силиконовой долины, где один университет сыграл определяющую роль в запуске огромной экономики, известен всем.)
По мнению г-на Яппарова, финансовый кризис в отношения вузов и бизнеса принципиальных перемен не внес. Острой нехватки ИТ-специалистов в ближайшие годы не ожидается, но очевидно, что потом ситуация вернется в прежнее русло. Поэтому проблему назревшей необходимости качественно иного взаимодействия нужно начинать решать прямо сейчас.
Для “АйТи” по вполне понятным причинам наиболее близким представляется сотрудничество на поприще создания автоматизированных систем управления вузом. Такие системы различного уровня уже есть во многих университетах, и, по словам г-на Яппарова, их руководство свято верит в то, что обладает наилучшим решением, а это неверно по определению.
Собственными внутривузовскими силами создать высококачественную систему промышленного уровня, считает Тагир Яппаров, нереально. Если же воспользоваться типовым коммерческим решением, то у высшего учебного заведения обычно начинаются проблемы, поскольку невозможно силами разработчика быстро вносить в него коррективы, реагируя на меняющуюся ситуацию.
Некоторые вузы пытаются выходить из положения, запрашивая у “АйТи” исходные коды, чтобы заниматься модернизацией самостоятельно. Компания спокойно идет на этот шаг, но настаивает на его бесперспективности. Организации, как правило, не справляются с техподдержкой и возвращаются к разработчику. А в тех редких случаях, когда университет начинает успешно совершенствовать систему, она автоматически превращается в локальный внутренний продукт, который вуз не вправе использовать на рынке в коммерческих целях.
Чтобы типовая система могла быть полностью адаптирована под конкретный вуз и динамично модернизировалась, но при этом достижения внутренних разработчиков не пропадали для рынка, г-н Яппаров планирует создать некую открытую модель совместной разработки и продвижения конкретных продуктов. Тогда заказчики будут вносить изменения и, что называется, возвращать их в общую доступную для всех клиентов типовую систему — дополнять ее. В результате заказчики станут соразработчиками и соответственно смогут претендовать на материальное вознаграждение за свои труды.
Эта модель сложна в координации и управлении. В ней нужно учесть множество и технологических, и бизнес-моментов (совместные отчисления, роялти). Но если ее настроить, уверен Тагир Яппаров, она будет очень эффективной. (Наглядный пример — “экосистема” компании “1С”.)
Функциональная состоятельность подобной схемы сотрудничества наверняка будет способствовать тому, что вузы станут охотнее проводить у себя полноценную информатизацию. Не секрет, что сейчас этот процесс тормозят высокие цены на импортные решения и неудовлетворительное качество большей части решений отечественных. К тому же у внутренних разработчиков не будет повода для саботажа и нежелания сотрудничать с внешними структурами.
Более того, по мнению г-на Яппарова, открытая модель сотрудничества возможна не только в сфере технологий, но и в области учебного контента (один вуз не может создать гениальные учебники по всем дисциплинам; с контентом ситуация та же). И “АйТи” видит свою роль в координации данного процесса.
Сейчас у компании идут переговоры сразу с несколькими вузами. По признанию Тагира Яппарова, продвигаются они тяжело — опыта мало, многие вопросы решаются впервые. Впрочем, в том, что рано или поздно алгоритм взаимодействия удастся наладить, в “АйТи” не сомневаются. Как уже упоминалось выше, изначально планируется создавать совместные проекты по разработке в области автоматизации и управления вузом. Но если открытая модель заработает, уверен г-н Яппаров, она будет применима и для решения других, более сложных задач.