По прогнозам ведущих аналитических агентств, 2009-й будет самым плохим годом для мирового рынка ПК за всю его историю. Как полагает компания Gartner, в количественном выражении спад составит 11,9%, а число проданных ПК не превысит 257 млн. штук (подразумеваются настольные, мобильные компьютеры и ПК-серверы). Аналитики IDC более оптимистичны. По их мнению, в первой половине года продажи сократятся на 8%, однако потом ситуация улучшится, и в IV квартале ожидается небольшой рост, который, однако, не позволит переломить ситуацию. Поэтому в целом за весь год ожидается спад на уровне 4,5%.
Что касается 2008-го, то на его результаты сильно повлияло небывалое падение продаж в IV квартале. Правда, аналитики несколько разошлись в оценках: IDC отметила cпад на 0,4%, а Gartner — подъем на 1,1%. Тем не менее за весь год рынок ПК, по мнению этих компаний, вырос соответственно на 10,5 и 10,9%. Хотя этот результат кажется неплохим, нельзя забывать, что это произошло после пяти лет непрерывного ежегодного роста поставок в среднем на 15%.
Российские реалии
Для российского рынка ПК IV квартал 2008 г. оказался даже хуже, чем для мирового. По сравнению с аналогичным периодом 2007-го число проданных ПК сократилось на 37,8% по версии IDC и на 24% по версии ITReaseach.
По данным ITResearch, в последнем квартале было продано около 950 тыс. ноутбуков (без учета нетбуков) и 1,4 млн. десктопов (включая самосбор). По отношению к аналогичному периоду 2007-го падение рынка десктопов составило примерно 32%, а ноутбуков — 5%. В целом за год 10%-ное падение продаж десктопов было скомпенсировано значительным ростом спроса на ноутбуки. В результате объем рынка ПК немного вырос и достиг 9,4 млн. устройств. “Вытащить” год помогли неплохие первые три кварталы.
Примерно такую же оценку приводит IDC. В прошлом году российский рынок ПК увеличился на 8,4% и достиг 9,5 млн. штук. В пятерку крупнейших поставщиков (в порядке убывания объемов продаж) вошли Acer, Asus, HP, Toshiba и Dell. Сегмент настольных ПК впервые после кризисного 1998 г. сократился — по сравнению с 2007-м его объем упал на 17%. до 4,6 млн. штук. В ведущую пятерку вошли Depo Computers, НР, K-Systems, Kraftway и Formoza. Поставки ПК-серверов выросли незначительно — на 2,8%, до 169,5 тыс. штук. Пятерку лидеров составили HP, IBM, Depo Computers, Kraftway и Aquarius.
По мнению IDC, наиболее сильно экономический кризис повлиял на сегмент ПК-серверов — их продажи устойчиво росли на протяжении двух первых кварталов, а затем последовал резкий спад, который в IV квартале 2008 г. достиг 32%. Сегмент ноутбуков сохранил положительную динамику — его объем увеличился в 2008 г. на 55,7%. Пятерка лидеров осталась неизменной: Acer, Asus, Toshiba, HP и Samsung. Доля рынка ноутбуков существенно выросла по сравнению с предыдущим годом и по отношению к десктопам составила почти 50:50. Появившиеся в прошлом году нетбуки заполнили нишу недорогих мобильных устройств и обеспечили ускоренный рост рынка ноутбуков.
Однако, по оценке ITResearch, в 2008-м основным сегментом отечественного рынка компьютеров оставались десктопы, а наступление ноутбуков может временно притормозиться. Дело в том, что из-за проблем, возникших в розничных сетях, и затруднений с потребительским кредитованием именно ноутбуки оказались под наибольшим давлением. Десктопы имеют во время кризиса преимущество, поскольку представляют собой в основном корпоративный продукт и являются более дешевыми изделиями, которые можно собрать “на коленке”.
Это мнение разделяет IDC. В ее прогнозе на 2009 г. говорится, что менее остальных сегментов рынка ПК пострадает сектор десктопов — спад составит 12,4%, а наиболее сильно влияние кризиса скажется на ПК-серверах — спад на 56,1%. В целом за весь нынешний год объем российского рынка ПК сократится на 17,4% по сравнению с 2008-м.
Что впереди
Рассматривая перспективы на будущее, IDC отмечает, что, несмотря на серьезный спад мировой экономики, состояние рынка ПК сейчас лучше, чем во время предыдущего кризиса 2001 г., потому что с тех пор роль персональных компьютеров для бизнеса значительно выросла, а цена — упала. В результате отказ от покупки новых ПК не обеспечит предприятиям большой экономии, но может затруднить текущую деятельность.
К тому же на этот рынок сильно влияет частота замены оборудования. Так, до 2001 г. продажи ПК росли в среднем на 18,8% в год, а после 2003-го — на 13,6%. Это замедление указывает на то, что значительную часть используемых сейчас систем скоро нужно будет обновлять. Еще одна важная тенденция — быстрый рост доли ноутбуков. Если в 2000 г. этот показатель не превышал 20%, то в 2008-м он вырос до 50%. Но у мобильных ПК жизненный цикл короче, чем у настольных, поэтому частота замены оборудования на рынке ПК будет расти.
Серьезные перемены происходят и в региональном распределении рынка. В 2000 г. на США приходились 37% поставок ПК, а на развивающиеся страны — менее 30%. В 2008-м ситуация изменилась: доля США сократилась до 23%, а развивающихся регионов выросла до 49%. Аналитики надеются, что новые экономические зоны поддержат рынок в трудные времена. По прогнозу IDC, в 2009 г. в развивающихся странах падение продаж ПК составит не более 4% (в штучном выражении).
Все эти доводы позволили IDC предположить, что в 2009 г. рынок ПК не постигнет печальная участь финансовой или автомобильной отрасли. Аналитики ожидают от поставщиков более агрессивной ценовой политики и усиления консолидации.
Gartner менее оптимистична в своем прогнозе. По ее предположению, в развитых странах падение рынка ПК в нынешнем году составит 13%, а в развивающихся — 10,4%. В компании объясняют такую небольшую разницу в показателях тем, что сокращение валового национального продукта и увеличение жизненного цикла компьютеров негативно отразится на спросе на ПК во всех регионах.
Впрочем, падение ожидается не в каждом сегменте рынка ПК. Например, поставки ноутбуков, по прогнозу, вырастут по сравнению с 2008 г. на 9%, до 155,6 млн. штук, причем главным двигателем роста останутся нетбуки (без их учета рост составит всего 2,7%). Однако в области декстопов ожидается серьезный спад — здесь продажи сократятся на 31,9%, до 101,4 млн. штук.
Gartner разделяет мнение IDC о том, что сборщики отреагируют на падение спроса снижением стоимости ПК и увеличением инвестиций в свои цепочки поставок.
Форм-фактор | 2008 | 2009* | 2010* | 2011* | 2012* | 2013* |
---|---|---|---|---|---|---|
Настольные ПК и ПК-серверы |
152,8 |
133,4 |
131,3 |
134,6 |
138,7 |
142,4 |
Ноутбуки |
142,4 |
148,6 |
169,6 |
205,6 |
241,1 |
277,0 |
Всего |
295,2 |
282,0 |
300,9 |
340,3 |
379,8 |
419,4 |
Форм-фактор | 2008 | 2009* | 2010* | 2011* | 2012* | 2013* |
---|---|---|---|---|---|---|
Настольные ПК и ПК-серверы |
-5,2% |
-12,7% |
-1,5% |
2,5% |
3,0% |
2,7% |
Ноутбуки |
31,9% |
4,3% |
14,2% |
21,2% |
17,2% |
14,9% |
Всего |
9,7% |
-4,5% |
6,7% |
13,1% |
11,6% |
10,4% |
* Прогноз. Источник: IDC.
Компания | Поставки в 2008 г. (млн. шт.) | Доля рынка в 2008 г. (%) | Поставки в 2007 г. (млн. шт.) | Доля рынка в 2007 г. (%) | Рост в 2008 г. по отношению к —2007 г. (%) |
---|---|---|---|---|---|
Hewlett-Packard |
55,687 |
18,4 |
49,428 |
18,1 |
12,7 |
Dell |
43,144 |
14,3 |
38,703 |
14,2 |
11,5 |
Acer |
33,497 |
11,1 |
26,484 |
9,7 |
26,5 |
Lenovo |
21,869 |
7,2 |
20,115 |
7,4 |
8,7 |
Toshiba |
13,500 |
4,5 |
10,955 |
4,0 |
23,2 |
Остальные |
134,510 |
44,5 |
126,767 |
46,5 |
6,1 |
Всего |
302,207 |
100,0 |
272,452 |
100,0 |
10,9 |
Источник: Gartner.