Беспроводной доступ в Интернет с помощью мобильных терминалов, модемов, маршрутизаторов и ноутбуков со встроенным адаптером для сетей UMTS или WiMAX, похоже, постепенно становится одной из популярных услуг для пользователей. В условиях определенного “проседания” голосовых услуг и VAS он демонстрирует рост вполне обоснованно — в регионах это зачастую единственное “окно в мир”. Однако фантастический рост в 65%, который зафиксировали в прошлом году аналитики, показывает, что мобильный Интернет — это только еще развивающаяся рыночная ниша.
В абсолютных цифрах всё выглядит красиво — от 657 млн. долл. (оценка J'son & Partners) до порядка 930 млн. долл. (по мнению ACM Consulting) заработали на беспроводном доступе в Сеть в 2008 г. операторы “большой тройки”. Всего же пользователей, подключивших услугу мобильного Интернета, в России насчитывается 32,5 млн. человек. Причем, в J'son & Partners считали консервативно — учитывая лишь тех абонентов, которые использовали доступ в Сеть не реже нескольких раз в неделю.
Между тем подход операторов связи к беспроводному Интернету разнится в зависимости от бизнес-модели. С одной стороны, на рынке активно действуют МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”, которые обеспечивают клиентам и скоростной доступ в Интернет (в тех регионах, где внедрена технология 3G), и роуминг, и широкое покрытие сети. Но эта услуга для них — дополнительная. С другой стороны, для “тяжелых” частных абонентов и корпоративных клиентов наибольшую скорость смогут обеспечить нишевые операторы связи — это “Скай Линк” в Москве, где сети 3G пока недоступны, а также “Скартел” и “Комстар”, развивающие проекты мобильного WiMAX. Всё это скоростные сети, которые никогда не заполнятся массовыми абонентами. Большой географии роуминга за рубежом они, конечно, предоставить пока не смогут, поэтому наиболее адекватным шагом для того, чтобы всегда оставаться на связи, будет либо нетбук со встроенным адаптером мобильного WiMAX и модемом для сети 3G (к примеру, Asus Eee PC 1003), либо коллекция из USB-модемов для сетей WiMAX, CDMA2000 и UMTS.
Интересна и статистика потребления — судя по данным МТС, 90% абонентов этого оператора связи используют не более 100 Мб интернет-трафика в месяц (здесь и далее приведены данные только по абонентам — физическим лицам). Но это крайне неточно. Если взять самую консервативную оценку рынка от J'son & Partners, то каждый из 32,5 млн. пользователей тратит на мобильный Интернет в среднем всего лишь 20 долл. в год и получает за это (по средним ценам) около 105 Мб GPRS-трафика в год. Однако, как свидетельствуют данные ACM Consulting, доходы от WAP-трафика (это так называемая “скрытая стоимость” игр, картинок и особенно mp3-мелодий, реализуемых контент-провайдерами), стоимость которого в десять раз превышает стоимость трафика данных по GPRS-каналу, составляют 40% от этой величины. То есть на данные по GPRS-каналу остается только 12 долл. и, соответственно, 63 Мб данных в год — крайне грустные цифры.
А вот показатели “Скай Линка” более консолидированы — за 12 долл. в месяц, которые тратятся только на интернет-трафик (среднее ARPU по итогам 2008 г. — 25 долл.), абоненты получают, учитывая все возможные скидки и пакетные предложения, порядка 320 Мб данных (больше 3 Гб в год). В “Скартеле” и того больше — пока сеть находится в тестовой эксплуатации и число пользователей невелико (порядка 10—15 тыс. в Санкт-Петербурге и Москве, более точные данные компания не раскрывает), там возможно среднее потребление в 11 Гб данных на одного пользователя. А вот ситуация с “Комстаром” еще не ясна — статистика слишком фрагментарна.
В настоящий момент подход WiMAX-операторов к рынку более адекватен, чем у операторов сотовой связи. К примеру, у “Комстара” учитывается только входящий интернет-трафик, а исходящий не тарифицируется (в то время как у операторов “большой тройки” абонент платит “в два конца”). Интересное отличие есть и у “Скартела” — у него нет роуминговых платежей, а за использование единой сети во всех городах присутствия (помимо Москвы и Санкт-Петербурга это Екатеринбург, Сочи и Уфа) абонент платит только абонентскую плату. Опять же разительный контраст с операторами сотовой связи, стоимость вызовов и трафика у которых во внутрисетевом роуминге мало напоминает “домашние” тарифы.