В нынешней кризисной экономической ситуации государственное финансирование различных образовательных ИТ-программ в вузах закономерно стало болезненной темой. В этой связи вопросы адекватности использования бюджетных средств в проектах, запущенных еще в докризисный период, воспринимаются сейчас весьма остро. И соответственно тем больший интерес вызывают системы, рассчитанные на частичный, а то и на полный возврат инвестиций.
Недавно нам удалось познакомиться с технологиями, внедренными компанией “Русский Стиль” в рамках инновационного проекта Московского государственного строительного университета (МГСУ).
Масштаб проекта
Финансирование из государственного бюджета МГСУ, как и 39 других вузов страны, получил, победив во втором конкурсе инновационных образовательных программ, прошедшем в 2007 г. В последующие полтора года на развитие разработанных в университете 17 локальных проектов, позже объединенных в четыре направления, было выделено 541 млн. руб., и порядка 160 млн. составили собственные деньги вуза (по условиям конкурса он должен был обеспечить не менее 20% от общей стоимости программы).
Проректор по учебно-методической работе и международным связям МГСУ Владимир Гагин убежден, что в целом их проект ориентирован не только на данный вуз, но и на развитие строительного образования в России вообще.
Университет помимо того, что внедряет системы для своих студентов, устанавливает также связи с зарубежными вузами и налаживает интерактивное взаимодействие с двумя десятками отечественных профильных вузов при помощи самых современных технологий (широкополосные сети, спутниковая связь и пр.).
Более того, МГСУ в рамках инновационного проекта досталась роль составителя стандартов двухуровневого образования (бакалавриат плюс магистратура) для будущих российских специалистов-строителей. И учитывая общую политику вуза, можно не сомневаться, что студенты нового поколения будут использовать ИТ при обучении более чем активно.
Фрагменты программы
Аудиовизуальные комплексы Центра инновационных технологий обучения МГСУ (ИТО МГСУ) и Центра лингвистического и международного образования МГСУ (многофункциональные лингафонные аудитории), внедренные при помощи “Русского Стиля”, призваны технически оснастить совмещенную и дистанционную формы обучения.
Еще с 60-х годов ушедшего века российские студенты изучают за рубежом те предметы, которые преподаются у нас на недостаточно высоком уровне либо отсутствуют здесь вовсе. А теперь, чтобы студенты разных стран могли изучать языки в формате, подобающем XXI веку, в МГСУ созданы две лингафонные аудитории, каждая из которых представляет собой многофункциональный интерактивный аудиовизуальный комплекс.
Другое университетское новшество его создатели в большей степени склонны считать комплексом заочного дистанционного образования. Речь об ИТО МГСУ, состоящем из четырех секторов. Основной зал включает в себя зону “президиума” и зону “слушателей”, которые вместе создают многофункциональный учебный центр. Имеются также зал подготовки контента, зона регистрации участников и помещение операторской, где одновременно могут находиться собственно оператор и два синхронных переводчика.
Разумеется, этот комплекс может использоваться и как обычная интерактивная аудитория, однако максимальным образом потенциал технического оснащения раскрывается именно в процессе дистанционного образовательного процесса.
Основной технической задачей ИТО было обеспечить синхронный метод доставки звука и видео, а также возможность одновременной работы с документами и чертежами. Расстояние между участниками обучения определяло закупаемое для центра оборудование.
В результате внедренная система позволяет передавать всю необходимую информацию по каналу в 256 кбит/с, а 10 машинам требуется всего 2 Мбит/с. Львиную долю, разумеется, съедает видео (если его отключить, то голос и чертежи потянет даже dial-up на 56 кбит/с). Оно же составляет главную проблему с обеспечением синхронизации. С двухсекундным отставанием “картинки” (в пределах одной фразы) бороться пока невозможно — приходится специально обучать преподавателей читать лекции с учетом этого неприятного фактора.
Так или иначе, но именно благодаря ИТО в МГСУ теперь можно полноценно вести удаленные семинары, консультировать дипломников и даже принимать экзамены (для этого просто нужно иметь на другом конце канала доверенного человека, который бы подтвердил легитимность процесса).
Центр ИТО и многофункциональные лингафонные аудитории в МГСУ считают вполне реальными инструментами для возврата инвестиций.
По убеждению представителей вуза, данный проект способен оказывать массу образовательных услуг коммерческого толка: плановое обучение контрактных студентов (наряду с бюджетниками, разумеется), проведение различных семинаров, курсов повышения квалификации, совещаний международных экспертов. К тому же недавно ИТО МГСУ стал авторизованным центром ЮНЕСКО, а, значит, имеет право осуществлять переподготовку специалистов и выдавать международные дипломы этой организации. Ну и конечно, огромные надежды в Центре возлагают на упоминавшееся выше заочное дистанционное обучение.
Экономический аспект
В МГСУ уверены, что в их учебном заведении вопрос окупаемости может и должен ставиться в отношении любого проекта, тем более если речь идет об инновационной программе.
в В конце прошлого года посмотреть на результаты проделанных работ в МГСУ приезжал руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев. Он остался полностью удовлетворен увиденным, но акцентировал внимание на том, что на всем этом оборудовании строительный университет должен зарабатывать, причем действовать в данном направлении он должен максимально эффективно.
Позицию правительства коллектив МГСУ теперь воспринимает следующим образом: мы получили от государства очень существенные финансовые вливания, благодаря эффективному использованию которых просто обязаны дорасти до уровня национального исследовательского университета. В противном случае бюджетные деньги окажутся потрачены напрасно.
По какому сценарию будет развиваться ситуация, покажет время. Правда, в конце декабря минувшего года в МГСУ состоялись выборы ректора, и им вновь стал Валерий Теличенко. Он был переизбран на этот пост именно благодаря проводимой им инновационной политике. Так что есть все основания полагать, что внедрение новейших технологий в университете окажется эффективным и с коммерческой точки зрения.