Можно констатировать, что в последние годы явно падает информативность отчетов ведущих мировых компаний об итогах своей работы. Еще в начале десятилетия перестали сообщаться абсолютные показатели, потом заметно снизился объем относительных данных, затем и сама практика отчетов у некоторых сошла на нет. (Впрочем, может быть, такая тенденция является одним из признаков “взросления” рынка?). Кризис внес свои коррективы в данный “отчетный” процесс: молчание в этой ситуации, конечно, выглядит не очень хорошо (мало ли, что заказчики подумают), но в то же время не хочется рассказывать о хотя и всем понятных, но все же пробелах. Эту дилемму каждый решает по-своему, и российское отделение компании SAS, по-видимому, пришло к выводу, что сейчас как раз подходящий момент для более подробного рассказа о своем бизнесе в нашей стране.
В качестве предисловия стоит напомнить, что SAS занимает особую позицию в ИТ-мире. Прежде всего она является, кажется, единственной ИТ-компанией с частной формой владения с оборотом более 1 млрд. долл. Стартовой позицией для ее бизнеса в своей время были сложные математические модели статистического анализ данных. Между тем быстро растущий рынок средств бизнес-аналитики только сейчас подходит к освоению “глубокого” анализа, в котором SAS работает уже много лет. В свою очередь и сама фирма все эти годы развивалась не очень обычным путем, выйдя на коммерческий рынок из сферы научных исследований и государственного сектора. При этом она одновременно расширяла прикладной спектр своих решений, в том числе в области управления финансами, интеграции информации и построения хранилищ данных. Примечательно и то, что в основе бизнес-модели SAS изначально лежала схема аренды ПО (ежегодной подписки), осваивать которую другие софтверные вендоры начали лишь недавно. И еще один важный элемент стратегии SAS — ориентация на крупных и очень крупных клиентов. Всяких разговоров о сегменте СМБ компания избегает даже из соображений моды.
В 2008 г. мировой доход SAS составил 2,26 млрд. долл., что на 5,1 млрд. выше предыдущего результата (сведений о прибыли компания не сообщает). Наибольший рост доходов от продаж решений был достигнут в области управления рисками (28%), оптимизации бизнеса (18%), а также аналитики и извлечения знаний (15%). В прикладном плане самый высокий прирост был обеспечен в сфере клиентской аналитики в страховании — свыше 50%. За год компания приобрела 2600 клиентов, а общее их число превысило 46 тысяч.
Абсолютные показатели по России в явном виде не называются, но в отчете приводится полная цепочка долей по регионам, из которой общий объем нетрудно вычислить: в СНГ он составил 34,6 млн. долл.*, из них 85% (29,4 млн.) приходится на Россию. В денежном выражении бизнес в СНГ увеличился на 26% — это ниже показателя прошлых лет.
Конечно, доход — это хороший интегрированный показатель, но гораздо интереснее посмотреть на структуру бизнеса SAS, которая в существенной мере отражает общую ситуацию на рынке анализа данных и, в частности, влияние кризиса на неё.
Как известно, в России SAS работает уже давно, но еще в начале нынешнего десятилетия ее у нас часто называли “компанией одного клиента”, подразумевая под таковым клиентом РАО “Российские железные дороги”. С тех пор ситуация серьезно поменялась. Как сообщил глава “SAS Россия/СНГ” Валерий Храбров, сегодня у компании в нашей стране 61 клиент, из которых шесть добавилось в прошлом году.
В отраслевом разрезе на первое место в российском бизнесе SAS резким рывком вышел телеком, продажи здесь по сравнению с 2007-м возросли почти в два раза. Поскольку число телеком-клиентов у компании невелико (зато включает всю “большую тройку” сотовых операторов), понятно, что речь идет о качественно новом уровне крупных проектов SAS в России. Судя по представленным описаниям, наиболее масштабная работа была сделана в МТС, где, в частности, создано хранилище объемом 70 Тб и внедрены решения по управленческой отчетности для топ-менеджмента, по обеспечению гарантированной доходности (Revenue Assurance) и повышению эффективности сбора дебиторской задолженности.
А вот финансовая сфера не только отошла на вторую позицию, но и сократилась в абсолютном выражении примерно на четверть. Более того, внутри данного сегмента серьезно изменилась структура: уменьшилась доля банков и увеличился спрос со стороны страхового бизнеса.
Конечно, наверняка можно предположить, что на такую корректировку отраслевого распределения бизнеса SAS в существенной мере повлиял финансовый кризис. Но следует отметить еще одни момент, о котором в своем выступлении упомянул Валерий Храбров, — растущую конкуренцию на рынке анализа данных, в том числе за счет усиления позиций в этом направлении ведущих игроков российского корпоративного ИТ-рынка (Oracle, SAP, IBM, Microsoft).
В заключение нужно сказать, что SAS в последние годы заметно меняла модель своей деятельности на рынке, расширяя работу с заказчиками через партнеров. На сегодня у нее в России десять сертифицированных партнеров. В целом же за последние три года количество SAS-консультантов выросло на 150% -- до 250 человек, а доходы от проектов внедрения в партнерской сети увеличились в 4,5 раза. В то же время модель продаж лицензий через партнеров, анонсированная в мире еще два года назад, в нашей пока еще не используется (судя по всему, объем бизнеса еще не достиг нужной критической величины).
* 2,26 млрд. долл. (суммарный доход) × 0,45 (EMEA) × 0,1 (Центральная и Восточная Европа) × 0,34 (СНГ) = 29,4 млн. долл.