В конце 2008 г. в Московском государственном институте электронной техники (техническом университете) — МИЭТ завершилась реализация инновационной образовательной программы “Современное профессиональное образование для российской инновационной системы в области электроники”. О том, что удалось сделать в рамках этой программы, научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказывает Алексей Кучеров, директор информационного аналитического центра МИЭТ.
PC Week: Какие цели были поставлены в начале реализации программы?
Алексей Кучеров: Основной целью инновационной программы был переход МИЭТ на новую ступень интеграции образования, науки и инновационной деятельности, реализация модели развития университета как учебно-научно-инновационного комплекса, глубоко интегрированного в реальный сектор экономики.
Для достижения этой цели были созданы семь центров формирования компетенций (ЦФК), три центра коллективного пользования и ряд международных учебно-научных центров. Они позволили развить методическую, технологическую, измерительную и аналитическую базы вуза, а также привлечь к работе в вузе молодежь, которая раньше предпочитала уходить в бизнес. Кроме того, нужно было развить сетевую инфраструктуру и единое информационное пространство МИЭТ. Для этого потребовалось создать высокоскоростную сеть в вузе и студгородке, связать ее с инновационным комплексом МИЭТ в ОТВЗ “Зеленоград”, обеспечить во всех зданиях беспроводной доступ, создать единую систему идентификации и авторизации пользователей, в том числе и для контроля доступа в аудитории студентов и преподавателей, создать распределенный центр обработки данных, оборудовать мультимедийные аудитории и установить информационные киоски. В итоге мы планировали получить комплексную ИТ-инфраструктуру вуза, поверх которой могли бы в дальнейшем наращивать различные сетевые сервисы.
PC Week: Какое финансирование получил ваш вуз в рамках программы?
А. К.: Мы работали по этой программе в 2006 и 2007 гг. За это время получили порядка 800 млн. руб., из которых около 30 млн. руб. потратили на закупку ПО и аналогичную сумму на серверное и телекоммуникационное оборудование. Всего на приобретение оборудования было потрачено свыше 70% выделенных государством средств, остальное финансирование пошло на разработку методического обеспечения и повышение квалификации преподавателей.
Когда в конце 2007 г. финансирование завершилось, мы продолжали развивать различные проекты. Так, в 2008-м мы за счет собственных средств закупили дополнительные лицензии на прикладное ПО и начали внедрение подсистемы цифрового видеонаблюдения.
PC Week: Как продвигается реализация проектов?
А. К.: По результатам проведенных в 2006—2007 гг. конкурсов мы выбрали в качестве интегратора компанию “АйТи”, с которой и занялись построением ИТ-инфраструктуры вуза. У нас сильный технический вуз и в основном мы старались интегрировать решения своими силами, но когда выяснялось, что без специалистов не обойтись, привлекали сотрудников “АйТи”, а в некоторых случаях и специалистов вендоров.
Одни сервисы уже запущены полностью, другие — внедряются постепенно. Так, обучающиеся у нас школьники, студенты, аспиранты, а также преподаватели и сотрудники могут работать с Интернетом, почтой на базе Microsoft Exchange, обращаться к лицензионному ПО на фермах терминальных серверов, подключаться из дома через VPN-сервер к корпоративной сети или к сети Wi-Fi в любой аудитории, используя для этого единую систему авторизации и идентификации пользователей (ЕСИП), которая связана с автоматизированной системой управления вузом.
До сих пор идет развитие системы управления доступом в помещения вуза с применением электронных карточек. Технические вопросы уже решены, но остались организационные. Ведь нужно обеспечить карточками тысячи студентов и школьников, что быстро не сделаешь. Для начала мы планировали подключить к этой системе только преподавателей, сотрудников и аспирантов, но сейчас постепенно добавляем в нее студентов, планируя в будущем выдавать им в дополнение к классическому студенческому билету электронный вкладыш на бумажном носителе. Отдельный вопрос со школьниками — их у нас обучается более 1,5 тыс. каждый год. Получается, что с учетом выпуска студентов и школьников ежегодный расход бланков пропусков составляет порядка 2,5—3 тыс. шт.
PC Week: Как вы оцениваете результаты инновационной программы и перспективы развития?
А. К.: Накопленный в вузе потенциал должен вылиться в появление нового поколения ИТ-профессионалов. Система высшего образования, за исключением некоторых направлений подготовки, сейчас разделена на две ступени. На первой студенты получают базовые знания, необходимые для их профессиональной деятельности. Кроме базовых знаний, студенты на старших курсах получают профессиональные знания в ЦФК или на краткосрочных платных курсах в международных учебных центрах, которые позволяют быстро получить доступ к решениям и технологиям непосредственно от конкретного вендора.
На вторую ступень переходят те, кто имеет склонность к научной работе и хочет получить углубленную подготовку по более конкретным, частным направлениям. Для них и предназначены ЦФК, которые позволяют наладить взаимодействие между системой образования и бизнесом. С одной стороны, на таких проектах происходит обучение старшекурсников технологическим решениям, а с другой — в них принимают участие специалисты, одновременно работающие и с бизнесом, и с учебными заведениями. В результате новые знания, которые появляются в процессе научных исследований, находят применение в коммерческих решениях. А знания о современных технологиях и методах их применения обогащают учебный процесс.
Именно в таком режиме мы сотрудничаем с партнерами, в том числе и с компанией “АйТи”. Среди них есть и малые предприятия, которые создаются молодыми специалистами в виде стартапов для разработки какого-то уникального решения. Но подобные стартапы не могут действовать в отрыве от научной среды, поскольку им требуются новые силы и свежие идеи.
PC Week: Спасибо за беседу.