В своем недавнем отчете, посвящённом положению на мировом рынке контрактного производства электроники (EMS/ODM) и перспективам его развития, эксперты аналитической фирмы iSuppli особо выделили ситуацию в России, утверждая, что она больше не представляет интереса для контрактных производителей электроники.
Между тем, как указывает iSuppli, ещё в начале прошлого года наша страна рассматривалась как один из наиболее перспективных регионов для размещения контрактного производства. Как утверждают аналитики фирмы, её клиенты из числа OEM-компаний, поставщиков электронных компонентов, контрактных производителей (EMS- и ODM-провайдеров) и компаний другого профиля интересовались возможностями налаживания выпуска электроники в России.
Теперь же, констатирует iSuppli, подобный интерес, похоже, угасает. Более того, пик активности контрактных производителей электроники, действующих в России, уже прошёл. Отечественный рынок сталкивается с приостановкой или прекращением иностранных инвестиций и закрытием существующих мощностей. Виной тому не только глобальный экономический кризис, но и многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются здесь зарубежные компании.
В доказательство своих утверждений iSuppli приводит пару примеров, относящихся к деятельности ведущих контрактных производителей электроники.
В частности, Elcoteq, единственная европейская компания, входящая в первую десятку мирового рейтинга контрактных производителей электроники, стала одним из первых EMS-провайдеров, решившихся осваивать российский рынок: в 2004 г. она открыла предприятие в Санкт-Петербурге. Но, как замечает iSuppli, для этой компании данный проект так и не стал успешным. В прошлом году Elcoteq вела переговоры о продаже своего петербургского предприятия другой известной EMS-компании — занимающей второе место в глобальной табели о рангах сингапурской Flextronics, стремившейся расширить собственную производственную сеть и на Россию, наладить здесь для начала выпуск ЖК-телевизоров.
Elcoteq и Flextronics даже заключили соответствующее соглашение, однако в конечном счёте сделка купли-продажи между ними не состоялась, причём сингапурская компания согласилась выплатить Elcoteq примерно 1 млн. долл. отступных. Причиной отказа Flextronics от покупки, по версии iSuppli, стали экспортно-импортные пошлины на компоненты и блоки для ЖК-телевизоров. А в середине января европейский EMS-провайдер окончательно объявил, что закроет завод в Санкт-Петербурге в рамках проведения масштабной реструктуризации Elcoteq.
Другой пример iSuppli связан с крупнейшим в мире контрактным изготовителем электроники — Foxconn. Этот тайваньский гигант в августе 2007 г. объявил о намерении создать в Санкт-Петербурге совместное с Hewlett-Packard предприятие по производству персональных компьютеров и ноутбуков (стоимость проекта оценивается в 50 млн. долл.). По расчётам партнёров, новое предприятие должно выпускать ежемесячно до 40 тыс. устройств. Foxconn начал строительство завода в мае 2008-го, а открытие его первоначально намечалось на I кв. нынешнего года. Однако ввод в строй предприятия отложен, и начало выпуска продукции было отнесёно на II кв. 2009-го (на момент подготовки публикации в HP официально подтвердили, что этот срок пока остаётся неизменным).
Наряду с данными примерами iSuppli перечисляет ряд факторов, призванных подтвердить тезис аналитиков о бесперспективности российского рынка. Прежде всего, речь идёт о его стагнации, обусловленной ростом социальных и политических проблем, обострившихся с падением мировых цен на нефть.
К числу моментов, негативно влияющих на себестоимость выпускаемой в стране электронной продукции, отнесены работа российской таможни, экспортно-импортные пошлины, высокие налоги на добавленную стоимость. Под этим перечнем наверняка готовы подписаться многие российские компании радиоэлектронной и приборостроительной отраслей. В частности, о необходимости пересмотра и даже отмены пошлин (по крайней мере, на ввозимые в нашу страну электронные компоненты, которые не выпускаются отечественными предприятиями) говорили многие участники прошедшего в конце марта третьего Форума руководителей предприятий “Новая электроника России”.
Среди других отрицательных факторов аналитики iSuppli отмечают отсутствие эффективной системы логистики для дистрибуции компонентов внутри страны и неразвитость национальной полупроводниковой промышленности, которая помогла бы расширить и оптимизировать работу EMS-провайдеров в России.
Упомянуты экспертами iSuppli и некоторые российские особенности, негативно влияющие на общий деловой климат в нашей стране и отпугивающие иностранных бизнесменов. Это и нестабильное законодательство, и всяческие проволочки со стороны чиновников, и приоритет личных связей над здоровой конкуренцией, и значительная доля контрафактной продукции (особенно в сегменте потребительских изделий), и масштабная преступность.
Учитывая всё выше сказанное, аналитики iSuppli сомневаются в скором возобновлении интереса к российскому рынку со стороны мировых контрактных производителей электроники и считают, что российская экономика даёт мало поводов для оптимизма относительно её бурного роста в ближайшем будущем.
Однако не все зарубежные специалисты разделяют подобную точку зрения. Например, IPC — Association Connecting Electronics Industries — одна из ассоциаций, объединяющая компании, работающие в различных секторах электронной промышленности (её членами являются, в том числе более 560 EMS-провайдеров), считает что российский рынок обладает громадным потенциалом и в области контрактного производства электроники в целом, и в области печатных плат в частности. Это отмечено в недавнем документе IPC, опубликованном ассоциацией по поводу назначения её официального представителя в России.
Добавлю, что рассуждениям iSuppli, впрочем, как и многим другим материалам зарубежных экспертов, в которых речь идёт о нашей стране, сопутствует не всегда достаточный уровень информированности, а иногда и просто предвзятость.
Скажем, стагнация российского рынка — не исключительное явление: в аналогичном состоянии сейчас находятся практически все локальные рынки. То же самое можно сказать и о закрытии предприятий, в том числе и принадлежащих EMS-провайдерам: они закрываются и в Азии, и в Европе, и в Северной Америке. Уже упомянутая компания Elcoteq, к примеру, наряду с прекращением производства в Санкт-Петербурге объявила о закрытии предприятий в Румынии и США. Что касается других негативных факторов, то они возникли отнюдь не в 2008-м, а потому вряд ли могли кардинальным образом изменить отношение EMS-провайдеров к российскому рынку, менее чем за год превратив его из привлекательного в бесперспективный.
В заключение отмечу, что российским специалистам, особенно тем, которые хотят работать с иностранными партнерами и выходить на зарубежные рынки, стоит учитывать мнение о российской электронике, пусть даже и формируемое на основе конъюнктурных соображений. Тем более что многие моменты, отмечаемые зарубежными экспертами, всё же вполне справедливы.