В прошлом году стартовал проект, результатом которого декларировался перевод российских школ на лицензионное ПО. Работа велась в двух направлениях. Все школы получили так называемый СБППО — стандартный базовый пакет программного обеспечения, состоящий из проприетарных приложений, в том числе и ОС Windows. А в учебных заведениях трех пилотных регионов (Республика Татарстан, Пермский край и Томская область) внедрялся ПСПО — пакет свободного программного обеспечения на основе ОС Linux.
ПСПО в соответствии с лицензией передавался школам в бессрочное пользование, и никаких дополнительных отчислений в процессе работы не предполагалось. Разумеется, за исключением оплаты услуг технической поддержки, если в ней возникала нужда. СБППО, в свою очередь, можно эксплуатировать только в течение трех лет, по прошествии которых договор должен быть продлен, причем не безвозмездно.
С учетом сложившихся на тот момент реалий решение выглядело вполне логичным. Пока идут внедрение ПСПО и создание необходимой инфраструктуры, в качестве временной меры предлагается СБППО. Три года — вполне реальный срок для полного перехода на СПО при условии достаточного финансирования.
Увы, кризис внес в столь хорошо продуманную схему некоторые неприятные коррективы. Коль скоро денег стало меньше, то приходится на чем-то экономить. Казалось бы, решение очевидно — экономить надо на СБППО, тем более что это можно сделать без ущерба для школ.
Дело в том, что 2,7 млрд. руб., которые планировалось истратить на всю программу, были распределены по годам, причем средства выделялись не только на поставку продуктов, но и на их обновление. А поскольку в рамках национального проекта “Образование” все российские школы были подключены к Интернету, то последняя операция может быть выполнена автоматически и доставки компакт-дисков с соответствующими пакетами не потребуется.
Освободившиеся таким образом средства вполне можно было бы направить на внедрение ПСПО, тем более что основные расходы в этом направлении связаны не с тиражированием продуктов, а с подготовкой учителей и созданием информационной и технической инфраструктуры. Вроде все логично и оснований беспокоиться о судьбе проекта нет.
Однако руководитель ЦеСТа (Центр Свободных Технологий) Виктор Алкснис считает, что события могут развиваться не в том направлении, которое указывает логика развития проекта. Он рассказывает: “В госконтракте все работы по СБППО были разбиты на этапы, каждый из которых должен был финансироваться отдельно. И изготовление эталонного комплекта обновлений и исправлений программных продуктов, входящих в СБППО, было там действительно предусмотрено. Причем на это планировалось выделить около 100 млн. руб.”.
Г-н Алкснис обращает внимание на то, что лицензия на три года уже приобретена и все обновления должны быть бесплатны. “С учетом того, что сейчас все школы подключены к Интернету, пользователям не надо совершать каких бы то ни было дополнительных действий — система обновится автоматически и никаких рассылок не потребуется. Таким образом, эта работа совершенно бессмысленна, и тратить на нее деньги — я даже не знаю, как это назвать, — говорит он. — Даже если допустить, что какой-то процент школ фактически не имеет доступа в Интернет, то с этим надо разбираться и наказывать виновных, а не компенсировать за счет бюджета плохую работу конкретных должностных лиц и очковтирательство, которым они занимались, когда докладывали о подключении учебных заведений”.
Но, по его словам, это еще не все: “Вполне может получиться, что контракт на рассылку ПСПО будет объединен с контрактом на рассылку СБППО, который уже получила компания “Компьюлинк”. И все “внедрение” этим ограничится — школы получат набор компакт-дисков, а дальше пусть что хотят со всем этим добром, то и делают. Очевидно, что в этом случае, без обучения, без технической поддержки, проект будет заранее обречен на провал”.
А что же происходит с ПСПО? Согласно планам в этом году уже должно начаться его внедрение во все российские школы. Но действительность не дает поводов для оптимизма. Как сказал заместитель генерального директора компании ALT Linux Алексей Новодворский, учителя заинтересовались СПО и число школ, присоединившихся к проекту по собственной инициативе, сравнимо с их количеством в пилотных регионах. Однако сейчас проект находится в подвешенном состоянии, поскольку решения о выделении денег на второй этап до сих пор не принято.