Наличие “разлитого” в воздухе — в транспорте, дома и на работе — беспроводного доступа в Интернет пока не так актуально для российских потребителей. Но, вполне может оказаться, что потребность в такой сетевой жизни станет для них актуальной в самое ближайшее время. Такой вывод можно сделать, рассматривая результаты исследования Connected Life Market Watch, выполненного специалистами аналитической компании Internet Business Solutions Group (в ходе него опросы проводились трижды — в марте и августе 2008 г. и январе 2009 г.).
Оказалось, что американские потребители, в основном самозанятые специалисты и сотрудники небольших и средних компаний предпочитают “сетевой образ жизни”, который предполагает наличие повсеместного, универсального и при этом индивидуального сетевого пространства дома, на работе и в поездках. Правда далеко не все поставщики услуг готовы предоставить своим абонентам выбор качественного и адаптивного контента, а также возглавить и ускорить развитие этого перспективного рынка, взяв на себя функции координации и развития отношений с потребителями.
Не зря порядка 55% опрошенных американцев считают основными барьерами на пути к сетевому образу жизни высокую стоимость “входного билета” и недостаточно развитую текущую поддержку. Операторам придется вкладывать больше средств в преднастройку клиентского оборудования (оно должно работать сразу после распаковки), упрощать схему подключения дополнительных устройств (к примеру, приставок для телевидения, хотспотов Wi-Fi и т. д.), а также создавать еще более простые и дружественные сервисы электронного самообслуживания. Кроме того — сдавать оборудование в долгосрочную аренду, а не продавать его абонентам. К примеру, около половины потребителей услуг широкополосного доступа в США заинтересованы в объединении “островков” видеооборудования у себя дома, но не более 5% располагают устройствами для просмотра телевизионных интернет-каналов. Судя по всему, этот перспективный рынок оборудования не настигнет глобальный спад даже в условиях турбулентности мировой финансовой системы.
Треть опрошенных готовы и желают иметь доступ к интерактивным ТВ-каналам, а также в Сеть в формате управляемой услуги с различными ТП, где главным будет не подсчет трафика, а зависимость оплаты от количества потребляемых сервисов. Это же предпочтение касается и голосовых сервисов фиксированной и мобильной связи. В итоге, операторы все больше внимания будут уделять безлимитным ТП и умощнению каналов доступа, для чего им придется все более активно улучшать свои магистральные сети. Наиболее целесообразной альтернативой в данном случае могут стать Ethernet-решения (к примеру, Carry Ethernet) операторского класса в сочетании с технологией мультипротокольной коммутации на основе меток (IP/MPLS), что обеспечит фундамент для конвергентных IP-сетей нового поколения.
Интересно, что с через Сеть пользователи не только получают доступ к почте, IM-сообщениям и веб-серфингу, но и к более требовательным с точки зрения качества услуги сервисам — к примеру, IPTV, VoIP и ВКС. Ими уже пользуются 33% американских потребителей услуг широкополосного доступа в возрастной группе до 30 лет, причем делают это не реже одного раза в неделю. Все это значит, что операторам связи придется переходить от принципа развертывания услуг best-effort (наилучшее возможное негарантированное качество), к сервисам с предсказуемым качеством работы сети, которое характеризуется следующими параметрами: гарантированная доступная полоса пропускания, небольшая задержка пакетов в сети, низкий уровень потерь пакетов.