Microsoft уже семь лет прицельно занимается проблемами нефтегазового комплекса, но в последнее время это направление получило в корпорации особый приоритет. О том, что гигант ИТ-индустрии предлагает отечественным нефтяным и газовым компаниям, корреспондент PC Week/RE Илья Кот беседует с руководителем международного отдела Microsoft по работе с нефтегазовым комплексом Альбрехтом Ферлингом.
PC Week: Microsoft — американская корпорация, но ее отдел по работе с нефтегазовым комплексом расположен в Дубае. С чем это связано?
Альбрехт Ферлинг: В США у Microsoft имеется очень сильная нефтегазовая группа, но полтора года назад, как раз когда я пришел в компанию, встал вопрос об организации международного отдела. Нужно было подобрать наилучшее место для его размещения. Мы выбрали Дубай.
Нам важно быть поближе как к производителям, так и к потребителям. С этой точки зрения Дубай имеет ряд преимуществ. Он находится посередине между Каиром, Франкфуртом и Сингапуром. Это хорошее место для работы и очень международный, если так можно выразиться, город. В том смысле, что в Дубае легко устанавливать и поддерживать международные связи. Он близок к Среднему Востоку, который имеет огромные официальные резервы нефти. Из Дубая также недалеко до таких важных рынков, как Индия и Китай. Наибольший спрос на нефть ожидается именно со стороны этих развивающихся стран.
Кстати, из Дубая своим международным бизнесом управляют такие компании, как Haliburton. Здесь же расположен большой офис Schlumberger, в ведении которого находятся Африка, Средний Восток и Азия.
PC Week: Помогут ли ваши решения нефтяным компаниям справиться с высокой волатильностью валютных курсов и цен на нефть?
А. Ф.: Краткий ответ — да. У нас есть решения для нефтегазовых компаний, которые помогают принимать верные решения в условиях высокой неопределенности. Одно из них — управление портфелями проектов, в том числе инвестиционных. Резкий провал цен на углеводородное сырье за последние девять месяцев заставил все без исключения нефтегазовые компании пересмотреть проекты в сферах добычи, переработки и сбыта, сменить приоритеты.
В условиях волатильности важно иметь возможность очень быстро принимать решения. Наше предложение, Project Portfolio management, позволяет наглядно представить и проанализировать все имеющиеся у компании инвестиционные проекты и состояние ее производственных активов с тем, чтобы на высоком управленческом уровне принять действительно верные и своевременные решения.
Один из способов противодействия кризису — построение системы управления рисками, анализа и оценки сценариев. Для проведения таких оценок требуются расширенные возможности моделирования. И здесь пригодятся серверные кластеры на основе Windows HPC Server 2008, которые позволяют существенно расширить применение моделирования в бизнесе и значительно нарастить скорость тестирования бизнес-моделей в соответствии с новыми сценариями.
В сфере управления информацией предприятия и повышения эффективности работы специалистов мы сформировали архитектурный подход в свете современных концепций Digital Oilfield (цифровое месторождение). Одна из проблем нефтегазового комплекса заключается в том, что поиск нужной информации иногда занимает очень много времени. Плюс к тому требуется перепроверка некоторых данных. Это тормозит принятие решений.
Концепция Digital Oilfield направлена на эффективное управление производственными процессами на основе оперативной и достоверной информации. Мы используем наш архитектурный подход в проектах с такими крупными нефтяными компаниями, как Chevron, BP, Total и Marathon oil. Решаем проблему разнородности хранилищ и форматов информации, удобной визуализации информации для каждой производственной задачи.
PC Week: Какова ваша партнерская политика в нефтегазовой сфере?
А. Ф.: Cила Microsoft в том, что она предоставляет очень прочную технологическую платформу. И на этой платформе наши партнеры строят конкретные решения. Я лишь упомяну нескольких из них. В сферах геологоразведки и нефтедобычи наш ключевой партнер — компания Schlumberger Information Solutions, в нефтепереработке — Aspen Technology (она уже присутствуют в России). Сбор информации в реальном времени отлично делает фирма OSIsoft, которая тоже недавно открыла офис в Москве.
В России тесно сотрудничаем с компаниями “Богданов и партнеры” и “Проектная практика”. Естественно, что мы также взаимодействуем с международными системными интеграторами, в частности с Accenture и Infosys, работаем с локальными системными интеграторами — такими, как IBS, Croc, I-Teco. Благодаря им у нас есть проекты со всеми российскими нефтегазовыми гигантами.
PC Week: Какие технологии Microsoft особо востребованы в нефтегазовом комплексе?
А. Ф.: Наши партнеры по внедрению, с одной стороны, ориентируются на запросы заказчика, а с другой — смотрят на имеющиеся у нас концепции и подходы, такие, например, как сервисно-ориентированная архитектура SOA. Если заказчику нужно очень быстрое внедрение, мы стремимся произвести интеграцию не на уровне данных, а на уровне визуализации. Мы не касаемся систем хранения, но стараемся сделать так, чтобы для пользователей данные были представлены наиболее наглядно.
Для этого имеются такие технологии, как Office Business Applications (OBAs). Они помогают получить доступ к хранилищам данных и отобразить информацию в любом офисном приложении, будь то Excel или Outlook. Если инженер или менеджер нефтяной компании включит ноутбук, он, в идеале, увидит всю необходимую ему для каждодневной работы информацию.
Она может поступать, например, из различных модулей SAP, баз данных Oracle или других хранилищ, и всё это будет выводиться на одном экране.
PC Week: Конкурируете ли вы с компанией SAP, решения которой традиционно очень широко используются в нефтегазовом комплексе?
А. Ф.: У нас очень интересные и сложные отношения с SAP. С одной стороны, мы являемся крупными клиентами друг друга, с другой — у нас есть конкурирующие технологии, с третьей — мы в интересах заказчиков совместно разрабатываем и продвигаем новые технологии. Так что в нефтегазовой сфере мы партнеры и одновременно конкуренты, но больше партнеры.
Microsoft предоставляет пользователям единообразный и простой интерфейс (кстати, SAP подтверждает этот факт), который используется практически повсеместно. И для заказчиков проще получать информацию через привычные офисные пакеты. Соответственно нужно наладить взаимодействие между продуктами SAP и Microsoft. Это область нашего плотного сотрудничества.
Конечно, имеются и направления для прямой конкуренции. Ведь Microsoft предлагает и ERP-, и CRM-решения.
PC Week: Компания SAP умеет передавать опыт от одних нефтегазовых компаний к другим. Может ли Microsoft предложить заказчикам аналогичные преимущества?
А. Ф.: Да, у нас принят подобный подход. В Microsoft имеется для этого специальная структура — Manufacturing User Group. В ней совместно работают представители заказчиков и наши эксперты, вовлеченные во всевозможные проекты.
Во взаимодействии с нефтегазовыми компаниями мы стараемся максимально полно учитывать специфику конкретных заказчиков. Дело в том, что нефтяные компании исторически имеют весьма разную структуру. Скажем, некоторые быстро растут, приобретая нефтедобывающие предприятия, НПЗ и сети бензоколонок, естественно, со всеми имеющимися там информационными системами. Поэтому мы проповедуем индивидуальный подход и умение видеть проблемы глазами конечного заказчика.
PC Week: Какова основная проблема в развитии ИТ-систем нефтегазовых компаний?
А. Ф.: Основная проблема, и не только в нефтегазовом комплексе, — выстроить продуктивное взаимодействие между разными сотрудниками и подразделениями в целях достижения стратегических и тактических целей компании. И она отражается на ИТ. Например, каждая нефтяная компания имеет специализированные системы: бухгалтерские, ERP, CRM, симуляторы месторождений и т. д. И мы видим, что по мере развития компаний, их выхода на глобальные рынки всё больше сотрудников нуждаются в доступе к данным из этих систем.
Скажем, бухгалтерскую информацию запрашивают не только финансисты. Иногда и геологи хотят иметь доступ к ней. Так что мы имеем, с одной стороны, специализированные системы, а с другой — предлагаем настольные средства повышения производительности труда. А между ними огромная пропасть. И если мы сможем перебросить мостик через эту пропасть, сделаем огромное дело. Нужно понимать, что это не только проблема, но и исключительная возможность для скачка вперед.
Наш подход — не перестраивать существующие системы, а налаживать обмен информацией между ними. Для повышения общей эффективности необходимо оперативно давать сотрудникам компаний нужную информацию в нужное время.
PC Week: Как вы оцениваете перспективы виртуальных систем? Не “съедят” ли они системы реальные?
А. Ф.: Закон Мура продолжает действовать, и это значит, что мы будем иметь всё больше вычислительных устройств со всё большей производительностью. Грех не использовать избыточную мощность.
В качестве примера могу назвать проект по разработке системы для нефтеперерабатывающего предприятия Asyut Oil Refining Co в Египте. Принадлежит оно национальной нефтяной компании EGPC. Ее сотрудники изучили степень средней загрузки серверов и обнаружили, что она равна всего 30%. Когда они обратились к Microsoft, мы внедрили у них технологии виртуализации серверов. Благодаря им предприятие смогло вдвое сократить количество серверного оборудования и кондиционеров и заодно в два раза снизить затраты на обслуживание. Технология виртуализации реально работает и приносит выгоды заказчикам. Она позволяет получить больший результат при меньших вложениях.
А что касается “каннибализма”, то здесь, мне кажется, уместным вспомнить высказывание Луиса Платта, одного из прежних CEO компании HP: “Мы должны быть готовыми “каннибализировать” существующий бизнес для того, чтобы создать новый”.
PC Week: Когда можно ждать появления 64-разрядных ОС на рабочих столах?
А. Ф.: Несомненно, 64-разрядные системы рано или поздно придут на рабочие столы. Как показывает опыт, растущие потребности в производительности ПК у работников, особенно инженерных, требуют постоянного повышения вычислительной мощности и расширения адресного пространства. Точное время перехода на 64 разряда предсказывать сложно, но скорее всего это произойдет в течение пяти-семи ближайших лет.
PC Week: Спасибо за беседу.