Оперативное наблюдение за местоположением автотранспорта — уже вполне распространенная услуга, реализуемая различными ИТ-компаниями с помощью операторов сотовой связи. Она доступна как для частных клиентов, так и для корпоративных — разница лишь в перечне оборудования и возможностях интеграции в различные ИТ-системы.
Решение под названием “Мобильный дозор” (пока только для Северо-Западного, Центрального регионов и Новосибирска) предложила и компания “МегаФон” совместно с Единой национальной диспетчерской системой — крупным оператором услуг спутникового мониторинга и охраны подвижных объектов. Основная задача системы — предоставление корпоративным клиентам возможности мониторинга движения объектов по маршруту в режиме реального времени и оперативного управления системами автотранспорта. Полноценная коммерческая эксплуатация в федеральном масштабе начнется с 1 июля.
Для использования услуги корпоративным клиентам достаточно приобрести SIM-карты “МегаФона” с подключенной услугой и установить на автомобили специальное оборудование. Типичное терминальное оборудование (стоимость — 18—23 тыс. руб.) представлено в виде небольшой “коробки” массой около 500 г (как вариант — с ЖК-жисплеем). В ней расположен аппаратно-программный комплекс: подсистемы сбора данных с контрольных датчиков, исполнительных устройств, определения координат на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, а также мобильный модем стандарта GSM (передает абоненту информацию о координатах, определенных с помощью систем глобальной навигации). Установка такого терминала в минимальной конфигурации сводится к подключению к нему питания, микрофона-тангенты и выносного динамика (опционально) и фиксированию устройства на горизонтальной или наклонной поверхности панели приборов транспортного средства. Система может вести внутренний журнал событий (64 настраиваемых события), емкость встроенной энергонезависимой памяти составляет 4 Мб (опционально 16 Мб), поддерживается и контроль географических зон (120 контрольных точек).
С помощью этих технологий передачи данных клиенты смогут отслеживать движение транспорта по маршруту в режиме реального времени, а также быстро получать детализированные сведения о пройденном пути, скорости и времени стоянок автотранспорта.
Передача данных об автотранспорте возможна как на отдельный ПК администратора, так и в диспетчерский центр, который управляется с помощью специального ПО “Навигатор-С”, причем информация о мобильных и стационарных объектах сохраняется и обрабатывается в базах данных для последующего анализа. Для хранения данных используются промышленные СУБД Interbase, MS SQL, Oracle.
Интересно, что подсистемы анализа позволяют отображать местоположение транспортного средства на электронной карте, выдавать сигналы и справочную информацию диспетчеру в случае каких-либо происшествий, передавать текстовые сообщения и оказывать активные воздействия на объекты (блокировка дверей и двигателя). Использование различных вариантов визуализации этой информации позволяет строить различные адаптированные к конкретным задачам системы поддержки принятия решения диспетчером.
В ежемесячную абонентскую плату ТП “Мобильный дозор” (800 руб.) включено 20 исходящих SMS (превышение — по 1 руб. за сообщение), а также 5 Мб GPRS-трафика (превышение — 7 руб. за 1 Мб).