Купив Sun, корпорация Oracle поставила последнюю точку в истории одной из самых успешных ИТ-компаний в Кремниевой долине и положила конец восторгам многочисленных стартапов, которые появились в 1990-е и 2000-е годы. Но больше всех остальных эта новость опечалила сообщество сторонников Open Source. Ведь они потеряли одного из самых сильных приверженцев из числа коммерческих компаний.
Сделка объемом 7,4 млрд. долл. стала грустным событием для ИТ-отрасли. Все в печали и трауре. Уходит одна из “звезд” Кремниевой долины. Если представить долину в виде дерева, то Sun — это один из мощнейших корней. Сооснователь Sun Скотт Макнили — выпускник Стэнфордского университета, как и многие другие молодые предприниматели, которые последовали его примеру. Основав Sun, он и его коллеги, выпускники того же вуза, благодаря своему интеллекту и стилю управления изменили представление о стартапах Кремниевой долины. В течение 1990-х и начала 2000-х компания служила образцом и источником вдохновения для других начинающих ИТ-фирм.
Sun была основана в феврале 1982 г. для продвижения Unix-станции, разработанной одним из ее основателей — Энди Бечтолшеймом, и показала остальным стартапам долины, как нужно развивать бизнес. В 90-е компания уверенно расширяла долю на корпоративном рынке, выпуская мощные Unix-серверы, которые успешно конкурировали с мэйнфреймами IBM и исполняли приложения, которые были не под силу системе Windows.
В 1998-м Sun возбудила против Microsoft два судебных дела, одно из которых было связано с технологией Java, а второе — с нарушением антимонопольного законодательства в Европейском Союзе. В деле с Java компания Sun проиграла больше, чем выиграла, однако в Европе одержала полную победу. В 2004-м европейский суд обвинил Microsoft в нарушении закона за сокрытие протоколов и другой информации, необходимой, чтобы ПО сторонних фирм успешно работало с системой Windows.
В 1990-х Макнили привлек всеобщее внимание постоянными нападками на Microsoft и на ее главу Билла Гейтса. Он заслужил известность, но она не пошла ему на пользу. Его критику софтверного гиганта многие воспринимали как упражнение в остроумии. Когда Макнили покинул пост главного исполнительного директора Sun и стал председателем Совета директоров, его сменил Джонатан Шварц, который хоть и продолжил критиковать Microsoft, но изменил ориентацию Sun. Во время правления Шварца компания стала горячим сторонником сообщества Open Source, выпустила ОС Solaris в виде продукта OpenSolaris с открытым исходным кодом, активно развивала офисный комплект Open Office и в 2008-м купила разработчика СУБД с открытым кодом — компанию MySQL.
Теперь, в связи с поглощением Sun корпорацией Oracle, сообщество Open Source пребывает в неизвестности. Что, если Oracle прекратит развитие СУБД MySQL? В этом случае Лари Эллисон нанесет серьезный урон пользователям продуктов LAMP (Linux, Apache, MySQL and PHP/Python/Perl)? Ведь система MySQL конкурирует с СУБД Oracle, и корпорации вроде бы нет никакого смысла ее продвигать. Эта база данных с открытым кодом мешает Oracle не меньше, чем компании Microsoft. Глава последней Стив Балмер наконец сможет хоть за что-то поблагодарить Эллисона. Возможно, он даже пошлет Лари букет цветов и благодарственную открытку. После всех неприятностей, доставленных Скоттом Макнили, Microsoft получила щедрый подарок — слияние Sun с Oracle, который особенно приятен тем, что оказался неожиданным. Для софтверного гиганта эта сделка увеличивает шанс победы над сообществом Open Source.
Балмер и Гейтс могут поблагодарить Макнили за то, что он расстроил слияние Sun с IBM. Ведь эта сделка была очень невыгодной для Microsoft. Программные продукты Sun усилили бы позиции Голубого гиганта на корпоративном рынке. IBM могла бы использовать MySQL, OpenOffice, Solaris и StarOffice в качестве инструмента для борьбы с Microsoft. Заказчики высоко ценят профессионализм сервисной службы IBM, и поддержка продуктов Sun с открытым кодом сильно навредила бы Microsoft.
Oracle значительно отличается от IBM. Хотя по корпоративной культуре Sun и IBM находятся на разных полюсах, сходство между Sun и Oracle еще меньше. Если сравнивать компании с медведями, то Sun — это панда, а Oracle — гризли. Жесткая тактика Oracle стала притчей во языцех среди ИТ-подразделений предприятий. Многие ИТ-менеджеры, с которыми я общался в течение ряда лет, особенно из госсектора, говорили, что они бы купили продукты Oracle, но им не нравится сама компания. Что касается Sun, то компания заслужила высокую оценку по многим направлениям: технологии, корпоративная культура и профессионализм реселлеров. Купив Sun, корпорация Oracle получит много новых клиентов из вертикальных отраслей, таких как госсектор и телекоммуникации.
После вхождения в состав Oracle, блеск Sun безусловно померкнет, по крайней мере уйдет то, что выделяло компанию и делало ее образцом для многих стартапов Кремниевой долины. Oracle будет в выигрыше, а другие игроки — конкуренты, заказчики и разработчики, окажутся в проигрыше. Приветливый Шварц уступит место громогласному и импульсивному Эллисону, грозная тень которого затмит сияние Sun.