Компания “Газпромнефть-Нефтесервис”, входящая в состав холдинга “Газпромнефть” и объединяющая все его нефтесервисные активы, объявила о завершении в марте текущего года внедрения единой информационной системы, созданной на базе “1С:Управление производственным предприятием 8” (“1С:УПП”). Реализация данного проекта велась с февраля 2008 г. и была направлена на создание единого информационного пространства финансово-хозяйственной деятельности компании.
На момент начала проекта автоматизации на предприятиях нефтесервисного блока существовала морально устаревшая система автоматизированного учета, функционировавшая в операционной системе MS-DOS. Система состояла из нескольких модулей, которые требовали ввода одних и тех же документов, что вызывало дублирование информации, повышало трудоемкость операций и приводило к многочисленным ошибкам. Поэтому руководство “Газпромнефть-Нефтесервиса” приняло решение о построении новой системы учета, позволяющей консолидировать данные по всем девяти территориально распределенным предприятиям компании.
Как рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам “Газпромнефть-Нефтесервиса” Михаил Жечков, основные задачи, поставленные перед специалистами АСУ, включали реализацию единых стандартов ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета, повышение уровня прозрачности, доступности и достоверности информации финансово-хозяйственной деятельности, уменьшение трудозатрат на обработку, анализ и получение отчетности, сокращение сроков подготовки отчетности, а также поддержку вертикально-интегрированных бизнес-процессов в группе компаний.
Для решения этих задач была выбрана компания “1С-Рарус”, предложившая создать систему на базе продукта “1С:УПП” на платформе “1С:Предприятие 8”. К такому выбору пришел проектный офис компании после анализа имеющихся на рынке предложений, а также основываясь на корпоративной ИТ-стратегии. При этом, по словам главного специалиста “Газпромнефть-Нефтесервиса” Сергея Краюшкина, не только учитывалась текущая цель — решение задач бухгалтерского и налогового учета, но и рассматривалась возможность дальнейшего масштабирования системы (автоматизация бюджетного управления, управления денежными средствами, осуществление перехода на МСФО, внедрение блока статистики и т. д.). Таким образом, конечной целью реализации проекта являлся максимальный охват всех возможных областей учета в компании.
Кроме того, немаловажное значение при выборе системы имел и такой фактор, как ее стоимость. “Мы исходили из того, что можем купить только то, что в состоянии себе позволить”, — подчеркнул Сергей Краюшкин.
С технической стороны решение основывалось на информационной базе данных по схеме “звезда” с консолидацией всей информации на центральном сервере. Подобная схема позволяет менеджменту компании оперативно получать консолидированную информацию о том, что происходит на предприятиях.
По сравнению с типовой конфигурацией системы в новой была введена дополнительная аналитика, благодаря которой стало возможным проводить расчет себестоимости в системе “1С:УПП”. Разработанный специалистами “1С-Рарус” модуль расчета себестоимости позволяет осуществлять расширенный учет и анализ фактической себестоимости производимых услуг в разрезе скважин и других объектов работ, а также автоматически рассчитывать себестоимость производимой продукции или услуг.
Говоря об особенностях проекта, заместитель руководителя департамента корпоративных проектов ВЦ “1С-Рарус” Олег Киселев отметил сжатые сроки внедрения для такой масштабной компании (в среднем по 50 АРМ ежемесячно), причем в сложных условиях Крайнего Севера. “Совокупность этих факторов определила повышенные требования к организации проекта, контролю соблюдения плана-графика работ (отсутствие резервов по времени) и к выстраиванию системы коммуникаций на проекте”, — сказал он.
Еще одной особенностью, с его точки зрения, являлись повышенные требования к компетенциям и возможности удаленной работы сотрудников “1С-Раруса”. Так, технический руководитель проекта провел в командировке полгода на объекте, чтобы иметь возможность непосредственного управления ходом работ на месте.
Работы по проекту велись в течение года, причем внедрение происходило в несколько этапов — до трех предприятий одновременно за один этап. Основная производственная площадка находилась в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого АО, а вся предварительная подготовка велась в Москве. В работах участвовало 12 специалистов компании “1С-Рарус”, а со стороны “Газпромнефть-Нефтесервиса” в проектную команду вошло 23 сотрудника. В общей же сложности реализация проекта затронула свыше 100 человек.
В результате выполнения проекта в “Газпромнефть-Нефтесервисе” было автоматизировано более 600 рабочих мест, а менеджмент получил в свое распоряжение централизованную систему учета, в которой был реализован ряд возможностей. В первую очередь были разработаны и внедрены единые стандарты ведения бухгалтерского и налогового учета (единая учетная политика, единый план счетов, единые аналитические справочники) для всех предприятий, входящих в состав компании, в соответствии с требованиями российского законодательства и корпоративной учетной политики. В итоге время подготовки документов бухгалтерской и налоговой отчетности сократилось до одного-двух дней. А внедрение централизованной системы с единой нормативно-справочной базой позволило исключить дублирование информации и повысить ее достоверность. Это также обеспечило более высокую прозрачность и качество ведения учета, был сформирован информационный базис для принятия решений и последующего развития системы.
Другим результатом стало обеспечение полного контроля за процессами управления денежными средствами, в том числе со стороны управляющей компании (подсистема “Казначейство”). Был полностью автоматизирован бизнес-процесс согласования платежей кредитования с учетом сроков, маршрутов согласования, функций на каждом шаге и разграничения полномочий сотрудников. Также была решена задача автоматизации электронного учета договоров с хранением электронных копий документов в системе, что позволило сократить время на проверку реестров платежей до одного-двух часов. Помимо этого была осуществлена полная интеграция с бухгалтерским и управленческим контурами. В частности, система позволяет создавать документы в “1С:УПП 8” с их последующей автоматической передачей в банковскую платежную систему без повторного формирования. Это дало возможность ликвидировать двойной учет и в итоге снизить трудозатраты бухгалтеров по формированию первичных документов на 10%.
Еще один результат — унификация бюджетной модели и базовой финансовой структуры для всех предприятий “Газпромнефть-Нефтесервиса” и автоматизация процессов подготовки и согласования плановых данных бюджетов (подсистема “Бюджетное управление”). Главная цель, которую преследовали здесь руководители компании, — построить систему сбалансированных показателей и управления на базе ключевых показателей эффективности. То есть акцент был сделан на анализ исполнения бюджетов, повышение степени ответственности и заинтересованности руководителей подразделений, непосредственно связанных с процессом производства.
И наконец, была автоматизирована функция консолидации плановых и фактических данных в центральной информационной базе (обмен данными один раз в час). Благодаря этому удалось сократить время подготовки консолидированной отчетности, повысить ее качество и уровень достоверности.
Говоря же об экономическом эффекте от внедрения системы, Сергей Краюшкин отметил, что для такого рода проектов эту величину трудно посчитать, поэтому можно говорить только о полученном в целом эффекте. Для “Газпромнефть-Нефтесервиса” это нашло отражение в децентрализации принятия решений и изменении менталитета производственников, работа которых начинает приобретать всё более управленческий характер. “Возможность управления на своем уровне позволяет повысить эффективность деятельности в целом. И это есть новый уровень развития предприятия — более активный и качественный”, — подчеркнул он.
Особо следует отметить, что данный проект стал одним из немногих примеров, когда была озвучена его финансовая сторона. Так, по словам Олега Киселева, общий бюджет проекта составил 40,6 млн. руб., из них доля услуг — 36,7 млн. руб., а лицензий на ПО — около 4 млн. руб.