Сокращение ИТ-издержек, максимизация отдачи от существующего серверного парка становятся все более приоритетными задачами для многих CIO. Крупные компании могут позволить себе воспользоваться недавно появившейся на рынке услугой по оптимизации ИТ-бюджета, предполагающей анализ статей, по которым допустима экономия, выявление способов их сокращения и помощь в переговорах с поставщиками услуг на предмет снижения цен. Однако такая услуга доступна не всем компаниям, поэтому аналитическая информация о способах оптимизации ИТ-бюджетов сегодня весьма актуальна.

В условиях кризиса ИТ-директоров прежде всего волнуют вопросы, связанные с обеспечением надежности функционирования ИТ-систем. В то же время им приходится сокращать ресурсы, которые намечалось использовать для решения стратегических задач информационного обеспечения основного бизнеса, и сводить деятельность ИТ-службы к обеспечению только рутинных ее функций. В результате ИТ-службы оказываются в весьма затруднительном положении (в “зоне неэффективности”) — из-за отсутствия средств они часто не могут обеспечить ни должного уровня надежности ИТ-систем, ни полноценной ИТ-поддержки основного бизнеса.

Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры (хостинг ИТ-оборудования в дата-центре) — это реальный способ выхода из сложившейся ситуации без увеличения ИТ-бюджета. В России сейчас наблюдается бум ЦОДостроения, растет предложение услуг по размещению в ЦОДах вычислительного оборудования заказчика (colocation) и аренде оборудования ЦОДов (dedicated ). Однако, несмотря на то что очень многие компании признают ИТ-аутсорсинг эффективным инструментом, аутсорсинг ИТ-инфраструктуры пока не нашел на российской почве широкого распространения. Вроде бы и есть понимание, что это может быть выгодно, но вот насколько именно? Кроме того, до сих пор для отечественного ИТ-рынка характерны сомнения относительно безопасности передачи информационных ресурсов компании “в чужие руки”.

Мы попытаемся показать, что аутсорсинг ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего бизнеса — это решение всех трех упомянутых проблем: сокращения ИТ-издержек, повышения надежности ИТ-систем и укрепления роли ИТ в повышении конкурентоспособности основного бизнеса компании.

Экономия в случае хостинга ИТ-инфраструктуры в ЦОДе может достигать 90%

Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры — это реальный способ экономии ИТ-издержек для заказчика. Причем экономия эта, по оценкам аналитиков, может доходить до 75%, а по нашим оценкам, сделанным на основе данных по дата-центру “Барон Кнопп”, — до 90%! (Важно оговорить, что полученные цифры актуальны для малого и среднего бизнеса; для крупных компаний такого эффекта не будет). Хостинг ИТ-оборудования сокращает издержки на закупку и развитие вычислительных мощностей, на приобретение и обслуживание инженерных систем, на поддержку программного и аппаратного обеспечения.

Мы провели небольшой анализ ИТ-издержек на содержание ИТ-инфраструктуры, опираясь при определении статей затрат на классификацию, предложенную аналитической компанией Frost & Sullivan. Мы сравнили годовые издержки в случае самостоятельной поддержки ИТ-инфраструктуры корпоративной ИТ-службой и в случае аренды ресурсов дата-центра для небольшой компании, которая использует два сервера (см. таблицу). При самостоятельном содержании ИТ-инфраструктуры компания обычно тратит деньги на закупку и поддержку серверов, оснащение их соответствующим ПО, систему резервного копирования, источники бесперебойного питания, системы кондиционирования и пожаротушения. Ей также понадобятся средства защиты, которые в зависимости от требований бизнеса могут оказаться довольно сложными и дорогими. Речь в данном случае идет о затратах на сетевой экран (firewall), VPN, систему предотвращения вторжений, а также антивирусное ПО. Если для приобретения всего этого взят кредит, то проценты по нему добавят к издержкам еще некоторую сумму. На техническое обслуживание систем уйдет как минимум 20% рабочего времени системного администратора, и соответственно в расходы следует включить такую же часть его зарплаты, не говоря уже о затратах на рекрутинг, обучение персонала, замещение специалистов в случае их отсутствия в нужное время.

Итак, анализ показывает, что сумма за год набегает немаленькая. Затраты же на аренду необходимого в данном случае оборудования в дата-центре “Барон Кнопп” оказались почти в десять раз меньше! (Очевидно, что оценка экономии средств является приближенной, ведь размер экономии зависит от требований к ИТ-оборудованию, количества единиц оборудования, требований к обслуживанию ИТ-инфраструктуры и других параметров).

Обеспечение надежности информационных систем — ключевая компетенция ЦОДа

Надежность ИТ-инфраструктуры — одна из основных проблем, стоящих на повестке дня ИТ-директора. Чтобы добиться надежности работы ИТ-систем, компании часто бросают на это все ресурсы, оставляя в стороне вопросы, связанные со стратегией. Тем не менее они зачастую даже не рассматривают возможность аутсорсинга ЦОДа, опасаясь за сохранность и конфиденциальность корпоративных данных. И это при том, что в профессиональных дата-центрах максимум внимания уделяется именно вопросам защиты информации, и уровень ее защищенности здесь, безусловно, выше того, который компании могут обеспечить себе сами. В частности, уже упомянутый “Барон Кнопп” представляет собой дата-центр высокой по мировым стандартам категории надежности TIER III+. Это предполагает наличие мощной кабельной инфраструктуры, систем резервирования электропитания и кондиционирования, средств обеспечения физической и информационной безопасности дата-центра, круглосуточную техподдержку силами квалифицированных и опытных ИТ-специалистов, круглосуточный же мониторинг всех элементов ИТ-инфраструктуры, автоматическое резервное копирование данных, неограниченный доступ в Интернет, а также заключение с заказчиком соглашения об уровне услуг (SLA), которое предусматривает штрафы за его несоблюдение.

Повышение отдачи от ИТ без увеличения ИТ-бюджета

Аутсорсинг услуг дата-центра является адекватным решением и с точки зрения повышения роли ИТ в обеспечении конкурентоспособности основного бизнеса компании. Дата-центр позволяет перераспределить ИТ-бюджет, изменив соотношение между обязательными ИТ-затратами и бюджетом развития. В большинстве компаний в докризисный период доля обязательных ИТ-затрат, по данным Accenture, составляла в среднем 70%. При этом у лидирующих в своих отраслях компаний обязательные затраты составляют всего 55—65% всего ИТ-бюджета. Соответственно на развитие эти компании направляют 35—45% ИТ-бюджета. Точных данных о соотношении соответствующих долей ИТ-бюджетов по России для нынешнего кризисного периода нет, однако наши расчеты позволяют утверждать, что переход на модель аутсорсинга ИТ-инфраструктуры дает компаниям среднего бизнеса возможность изменить структуру ИТ-бюджета в пользу увеличения его доли, направляемой на развитие. Именно проекты, которые финансируются из бюджета развития, позволяют компаниям получать возврат от инвестиций и наращивать конкурентные преимущества, повышая качество обслуживания клиентов, и т. д.

Таким образом, когда ИТ-отдел передает ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг, содержание ИТ обходится дешевле, надежность ИТ-систем существенно повышается, ИТ-отдел перефокусируется на решение стратегических задач.

Говоря об аутсорсинге услуг ЦОДа, нельзя не упомянуть о возможных рисках. Они, безусловно, есть, и особенно высоки на стадии выбора поставщика услуг — ошибка может дорого обойтись. Кроме того, результат аутсорсингового проекта в значительной степени зависит и от содержания заключенного договора. Тем не менее рынок услуг ИТ-аутсорсинга постоянно растет, ужесточается конкурентная среда, повышается качество услуг и гарантии их качества. Кроме того, для многих, тем более в кризисное время, аутсорсинг услуг ЦОДа — это экономически оправданная альтернатива не только содержанию ИТ-инфраструктуры, но и строительству собственного такого центра.

Подключение дата-центра к сетям электроснабжения, аренда помещений, сложная инженерная инфраструктура, содержание штата квалифицированного персонала — все это год от года обходится все дороже, поскольку технологии производства ИТ-оборудования постоянно эволюционируют, а ИТ-системы заказчиков всё время усложняются. Так, если еще два года назад уровень TIER I был вполне приемлемым для коммерческого ЦОДа, а уровень TIER II казался приемлемым для корпоративного сектора, то сейчас коммерческий и корпоративный ЦОДы, с точки зрения большинства заказчиков, должны соответствовать уровню TIER III и выше.

Таблица . Затраты на содержание ИТ-инфраструктуры силами ИТ-отдела компании и в случае аренды ИТ-инфраструктуры в дата-центре “Барон Кнопп” (расчет для случая, когда используются два сервера)
Статья расходов Затраты на поддержку инфраструктуры своими силами, долл. Затраты на аренду ресурсов дата-центра, долл.

Веб-серверы и серверы баз данных с сопутствующими инженерными и ИТ-системами

Предполагается, что стоимость сервера составляет в типичном случае 2000−2500 долл., кроме того, сервер оснащен ПО Windows Server, системой резервного копирования, источником бесперебойного питания, системой кондиционирования и пожаротушения

15 000

Включены в арендную плату

Компьютерная защита

Предполагается, что компьютерная защита предусматривает Firewall, VPN, систему предотвращения вторжений, необходимые Web-приложения, а также антивирусное ПО

5000

Включены в арендную плату

Стоимость кредита

(в данном случае предполагалось, что в кредит оборудование и ПО обойдутся на 25% дороже их цены)

5000

Включены в арендную плату

Линия Интернет

Предполагается, что выделенная линия имеет высокую пропускную способность; объем передаваемого трафика составляет 30 Гб

8400

Включены в арендную плату

Техническая поддержка

Предполагается, что 20% своего рабочего времени системный администратор тратит на поддержку работы серверов, корпоративной сети, обеспечение бесперебойного функционирования систем защиты

5000

Включены в арендную плату

Электричество

Предполагается, что дополнительные затраты на основные источники питания, шлюзы безопасности, сетевые маршрутизаторы, кондиционирование, освещение и пр. составляют порядка 10% от общей суммы ИТ-затрат

3840

Включены в арендную плату

ИТОГО

42 240

4031

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Дата-центр высокой категории надежности (TIER III): надежная кабельная и сетевая инфраструктура, избыточное резервирование электропитания и кондиционирования, защита информации

Круглосуточная техподдержка силами команды сертифицированных специалистов

Круглосуточный мониторинг всех элементов ИТ-инфраструктуры

Автоматическое резервное копирование данных

Неограниченный широкополосный доступ в Интернет

Соглашение об уровне сервиса (Service level agreement, SLA) и штрафы за его несоблюдение

Не реализуется или требует дополнительных вложений

Включены в арендную плату

Об авторе: Дмитрий Мариничев — президент Radius Group