Главный конструктор системы GPS Брэдфорд Паркинсон выступил с комментариями по поводу доклада бюджетно-контрольного управления США, в котором будущее навигационной системы GPS представлено в негативном свете. В этом отчете, в частности, утверждается, что дисбаланс между поддержкой текущей орбитальной группировки и разработкой новых моделей спутников приведет к тому, что число работоспособных космических аппаратов в 2010 г. упадет ниже критического уровня. Это явление уже окрестили “GPS brownout”.

В своем докладе Паркинсон отметил: выводы управления верны и вполне вероятно, что число работоспособных спутников к 2010 г. может оказаться не только менее 30, но и даже менее 24 штук. Что же касается проекта производства спутников серии IIF, то задержка с его реализацией привела к тому, что многие компоненты, необходимые для этих космических аппаратов, попросту перестали выпускаться. Проект по созданию спутников серии GPS III же только-только набирает обороты, на днях завершился этап предварительного конструкторского проектирования. Основной причиной задержек главный конструктор называет сложную и долгую процедуру согласования решений. Он также напомнил, что контракт на создание спутников серии GPS I был выполнен за 44 месяца, при том, что работы велись с нуля.

Паркинсон предлагает четыре возможных выхода из положения. Первый из них заключается в том, чтобы использовать устаревшие и законсервированные на орбите спутники GPS. Второй предполагает интенсификацию программы создания космических аппаратов серии GPS III. Третий вариант, это производство вместо типа IIIA спутников IIIS, где S значит Sparta. Максимально облегченные и упрощенные “спартанские” спутники требуют меньше времени и денег на их производство. Кроме того, по весу они легче и могут запускаться парами. Последний вариант предполагает переброску всех сил и средств на программу IIF, но этот путь представляется Паркинсону тупиковым.

Первый же вариант видится ему наиболее привлекательным — число космических аппаратов, которые могут быть расконсервированы, составляет в настоящее время порядка пяти. Правда, очевидно, что это не поможет решить проблему, а всего лишь отсрочит ее по времени. Есть и другая сложность — солнечные батареи на старых спутниках чаще всего предельно изношены, и количество энергии, которое может получать космический аппарат, очень мало. Таким образом, речь идет лишь о минимальном объеме функций космических аппаратов.

Интересно, что в своем докладе Брэдфорд Паркинсон ни разу не упомянул российский ГЛОНАСС, хотя о европейской системе Galileo и китайской Beidou вспоминал регулярно. Видимо, растущие возможности российской навигационной системы вызывают в сердцах некоторых американских специалистов слишком сильные эмоции.