ОТП Банк, входящий в международную финансовую группу ОТП (OTP Group), которая работает на рынке финансовых услуг Центральной и Восточной Европы, объявил о завершении в начале 2009 г. интеграционного проекта, направленного на создание основы для дальнейшего развития розничного бизнеса. В ходе работ была внедрена новая автоматизированная банковская система (АБС) “Ва-Банк XL” компании “ФОРС — Банковские Системы” (“ФОРС-БС”).
Говоря о причинах, побудивших банк к реализации данного проекта, руководитель Дирекции информационных технологий ОТП Банка Вадим Мамаев отметил, что уже в начале 2008 г. стала очевидна необходимость усовершенствования используемых ИТ: “Перед нами встал вопрос и о смене АБС для розничного бизнеса. Наша старая система “Новая Афина” уже начинала сдерживать его развитие. Мы могли пойти по одному из двух путей: либо разрабатывать ИТ-решение “под себя”, либо выбрать промышленную АБС. Так как разработка индивидуальной системы заняла бы гораздо больше времени, мы остановились на варианте, предложенном “ФОРС-БС”. Не последнюю роль при этом играло наличие у компании портфеля успешных проектов в банках с иностранным участием”.
Реализация проекта заняла около года; в течение этого времени в новую систему была полностью переведена историческая база данных объемом свыше 5,5 Тб, а также 1,5 млрд. записей по операциям, 6 млн. клиентских досье и сотни кредитных и карточных продуктов. Для решения этой непростой задачи потребовалось оптимизировать программные коды подготовки миграционных данных, выделить отдельные серверные ресурсы, а механизм выгрузки был полностью автоматизирован и разделен на несколько десятков потоков.
Самой сложной проблемой здесь, по словам Вадима Мамаева, стало обеспечение непрерывности процесса обслуживания клиентов и работы бизнес-подразделений ОТП Банка. Усилиями специалистов банка и “ФОРС-БС” была разработана схема параллельной работы двух систем — АБС “Новая Афина” и АБС “Ва-Банк XL” — в зеркальном режиме.
В ходе проекта система “Ва-Банк XL” была интегрирована с более чем десятью разнородных программных комплексов, среди которых АБС “Ва-Банк+” (ядро расчетно-кассового обслуживания и корпоративный бэк-офис), розничный фронт-офис на базе CRM Oracle Siebel (версии 6 и 8), фронт-офис пластиковых карточек (UCS и Transmaster компании Tieto Enator), корпоративная система документооборота Lotus Notes, корпоративное хранилище данных на базе продуктов Oracle и SAS.
В результате внедрения системы “Ва-Банк XL” был достигнут четырехкратный запас производительности, позволяющий ОТП Банку обслуживать до 10 млн. клиентов. При этом благодаря тому, что целый ряд операций по работе с клиентами теперь проводится в онлайновом режиме, значительно повысилось качество их обслуживания. Увеличилась и быстрота запуска новых банковских продуктов, которая к сегодняшнему дню составляет не более двух дней. Кроме того, снизилась нагрузка на контакт-центр и появилась возможность использовать его преимущественно в целях дистанционных продаж. И наконец, благодаря новой АБС сократилось время закрытия операционных периодов. Теперь процедура закрытия месяца (а это предполагает подготовку порядка 2,5 млн. документов) занимает не более шести часов.
Все эти результаты, по утверждению представителей “ФОРС-БС”, были достигнуты благодаря особенностям системы “Ва-Банк XL”, в которой бэк-офисные функции отделены от фронт-офисных. Система в состоянии поддерживать не только большое количество филиалов, но и разные финансовые институты (то есть в единой базе можно разместить данные сразу нескольких институтов, объединенных в одну бизнес-группу). Учет в системе может вестись параллельно по нескольким стандартам, и с ней могут быть интегрированы разнообразные внешние компоненты, что особенно важно для транснациональных финансовых структур.
Как считают в “ФОРС-БС”, главной особенностью проекта стали огромные объемы данных и обилие интегрируемых программных компонентов. “При объемах в миллионы договоров никакие традиционные подходы к миграции не работают, — рассказывает заместитель генерального директора компании Геннадий Заманский. — Количество рассогласований в выгружаемых данных в любом случае измеряется тысячами. А это означает, что ничто не может быть исправлено вручную. Источники всех рассогласований должны быть выявлены и соответствующим образом учтены в миграционных скриптах. При этом сама процедура любого тестового прогона миграционных скриптов идет часами. В результате сам переход может быть осуществлён только в период протяженного перерыва в работе. В нашем случае таким перерывом стали новогодние праздники в январе 2009-го”.
Другая особенность проекта, по мнению представителей “ФОРС-БС”, — это отход от позиции, подразумевающей внедрение единой монолитной системы, все компоненты которой приобретаются у одного поставщика. Такой подход был очень популярен несколько лет назад, но сегодня ему на смену приходит компонентный подход, когда для каждой задачи выбирается лучшее решение в своем классе и эти решения затем интегрируются. Подобным образом в данном проекте в единый комплекс было объединено свыше десятка разных систем.
И еще одна особенность — реализация популярной сегодня на Западе концепции straight-through processing. Она подразумевает сквозную обработку операций практически без участия персонала. Поэтому перед ИТ-службой стоит задача обеспечить такой режим, чтобы любая операция могла переходить из фронт-офиса в бэк-офис и там подвергаться автоматической обработке. “При наличии нескольких систем это очень непростая задача. И она становится еще сложнее при переходе в онлайн. Здесь все бизнес-процессы должны быть очень четко организованы. Именно поэтому внедрение таких решений более успешно проходит в банках с иностранным участием капитала, поскольку их деятельность четко структурирована”, — подчеркнул Геннадий Заманский.
Чтобы выполнить проект в намеченные сроки и свести к минимуму его риски, была необходима, по словам Вадима Мамаева, четкая и слаженная совместная работа всех подразделений ОТП Банка и компании “ФОРС-БС”. Общее руководство работами осуществляла ИТ-дирекция банка, специалисты которой сформировали технические требования к системе, спроектировали и построили серверную платформу, а также создали механизмы проверки полноты и корректности миграционных данных. “Реализация данного проекта показала нам, что сделать можно всё, но успех в равной мере зависит от изначальных характеристик предлагаемого решения и от эффективности менеджмента, который должен понимать сравнительную приоритетность задач, обеспечивать расстановку ресурсов, налаживать взаимоотношения с заказчиком, постоянно вести поиск компромиссов”, — считает Геннадий Заманский.
Говоря о планах на будущее, Вадим Мамаев отметил, что в ближайшее время в рамках проекта планируется усовершенствовать характеристики выпускаемых банком кредитных карт — внедрить льготный период кредитования, добавить опции страхования жизни. Еще одно намечаемое нововведение — реализация интернет-банкинга, который позволит клиентам управлять своими счетами в онлайновом режиме и обеспечит мгновенное зачисление денег на их счета из платежных терминалов.
Отдельно следует отметить, что сегодня розничный и корпоративный бизнес ОТП Банка реализован на сходных платформах (АБС “Ва-Банк XL” и АБС “Ва-Банк+” соответственно); в перспективе это позволит построить единый бэк-офис для всех направлений бизнеса банка.