Linux-компании все увереннее чувствуют себя на российском рынке. И государство, и пользователи потихоньку начинают понимать, что доминирующее положение одной системы вряд ли можно назвать нормальным положением вещей.
Один из наиболее популярных на сегодняшний день дистрибутивов системы Linux — Ubuntu разработки Canonical. О взглядах этой компании на перспективы российского рынка нашему обозревателю Сергею Голубеву рассказал менеджер по работе с OEM-партнерами Canonical в регионе EMEA Владимир Крюков.
PC Week: Как вы оцениваете потенциал российского рынка СПО?
Владимир Крюков: Очень высоко. С того момента, как в Canonical начало работать подразделение по развитию бизнеса, большое внимание уделялось так называемым BRIC странам — Бразилии, Индии, Китаю, России. Через некоторое время к этому списку добавился Тайвань, где находится очень много производителей платформ и компонентов для ПК, — фактически именно там расположен глобальный центр разработки аппаратной составляющей современных компьютеров.
Что касается России, то компания видит в ней большой и перспективный рынок, несмотря на текущие экономические сложности. Его нынешнее состояние по-прежнему характеризуется большим количеством контрафактного ПО в различных организациях и относительно низкой долей людей, уже использующих ПК дома и на работе. Рано или поздно, в том числе благодаря политике государства, пользователям придется задуматься над тем, что следует выбрать что-то более безопасное хотя бы с юридической точки зрения. Мы надеемся, что значительная их часть предпочтет именно СПО.
В России на уровне правительства есть понимание необходимости альтернативных решений, в том числе и по причинам, связанным с экономической безопасностью. Поэтому для Canonical этот рынок представляет большой интерес.
PC Week: Каким образом корпоративный сектор рынка может прийти к целесообразности использования СПО?
В. К.: На мой взгляд, есть три главные причины, побуждающие людей выбирать СПО. Первая, характерная, например, для Западной Европы, заключается в том, что участникам рынка не нравится монопольное положение одной компании. Они чётко сознают, что такое положение вещей представляет угрозу для всех. Отдавая предпочтение свободным решениям, они, с одной стороны, уменьшают свою зависимость от конкретного поставщика, а с другой — позволяют активно развиваться различным локальным коммерческим компаниям, разрабатывающим и продвигающим Linux-системы, что благотворно влияет на общую динамику рынка.
Вторая причина — возможность экономии средств. Правда, тут необходимо ясно понимать, что Linux — продукт вовсе не дешевый, если смотреть на общую стоимость. Тут и подготовка специалистов, и необходимость адаптации системы к аппаратным устройствам. В результате сугубо материальный выигрыш может быть не так велик, как это ожидалось до начала внедрения.
Наконец, существует немало потребителей, желающих приобрести “на грош пятаков”. Мол, есть некая лицензионно чистая и совершенно бесплатная система. Почему бы не попробовать ее использовать?
К сожалению, в этом случае мы часто сталкиваемся с тем, что пользователь ожидает получить какую-то заметную выгоду, не прикладывая к этому никаких усилий и не желая разбираться с новой системой. Он уверен, что получит примерно ту же рабочую среду, что и раньше, только совершенно даром. Собственно говоря, это и приводит к недоуменным вопросам насчет отсутствия в системе кнопки “Пуск”.
PC Week: То есть миграция — это не только денежный вопрос? Для ее успеха нужно что-то еще?
В. К.: Безусловно. Внедрение Linux подразумевает несколько моментов. Перед любой организацией рано или поздно обязательно встанет вопрос о качественной технической поддержке, причем доступной именно в ее регионе. Но самое главное — это портирование наиболее популярного и удобного прикладного ПО на свободную платформу.
В России, например, в области бухгалтерии стандартом де-факто стали разработки на платформе “1С”. И уже существуют серверные версии для Linux, доступен так называемый управляемый клиент, который через обычный веб-браузер позволяет получить доступ к серверу “1С”. Это позволяет создавать законченные решения “1С” на Linux.
PC Week: А на что следует ориентироваться пользователю — на портирование уже существующих продуктов или на появление новых? Какой путь более реален?
В. К.: Исходить следует из того, что оптимальная стратегия миграции основана на постепенности перехода. Скажем, сначала пользователь меняет не платформу, а прикладные программы, рабочую среду — OpenOffice.org, Firefox, Thunderbird... И, привыкнув, переходит на Linux.
Именно этот сценарий был применен, например, в проекте миграции 70 тыс. ПК, используемых полицией Франции. Успех такой стратегии уже доказан практикой — эволюционный путь предпочтительнее радикальных перемен.
Конечно, будут появляться и новые, интересные игроки на рынке ПО. Но следует учитывать и стоимость вхождения в рынок. Скажем, применительно к бухгалтерии важен не столько механизм расчета, сколько наличие специализированных баз данных, учитывающих тонкости законодательства, возможности конфигурирования системы под нужды какой-то отрасли, как это сделано в продукции “1С”.
PC Week: Какова роль государства в процессе миграции на СПО? Насколько она будет затруднена без поддержки власти?
В. К.: При поддержке государства все будет сделано быстрее. Хотя пример того же браузера Firefox показывает, что число его пользователей растет и в тех странах, где подобной поддержки нет. Я думаю, что все определяется доступностью и, самое главное, качеством прикладного ПО в той или иной области.
К тому же нельзя забывать о появлении новых категорий продуктов. Например, нетбуки или мобильные интернет-устройства. Судя по нашему общению с производителями ультрамобильных систем, Windows там найдется очень мало места, если принимать во внимание критерий функциональность/цена таких устройств.
PC Week: Вспомним школьный проект. Несмотря на то что Canonical выпускает специализированный дистрибутив для образовательных учреждений, какой-то особой активности она не проявила. Может быть, есть смысл действовать более энергично?
В. К.: Победителем конкурса на поставку пакета СПО на базе Linux для общеобразовательных учреждений РФ стала группа компаний “Армада”. Для выполнения работ по проекту она собиралась привлечь четырех разработчиков Linux, в том числе ВНИИНС им. В.В. Соломатина, представившего продукт на базе Kubuntu. Однако, в настоящее время в школьном проекте используется меньшее число дистрибутивов, чем изначально планировалось.
Замечу, что многие школы принимают самостоятельные решения о том, какой софт они будут использовать, и выбор часто падает на дистрибутив Ubuntu или его российские аналоги, например InfraLinux.
PC Week: Планирует ли Canonical принимать какое-либо участие в работе новой организации РАСПО?
В. К.: Я очень рад, что такая организация появилась. Раньше для стороннего наблюдателя общая картина в области Linux была странная. Хотя система занимает не очень большую долю рынка, представители различных организаций стремились доказать окружающим, что именно их дистрибутив самый лучший. Эти споры и дрязги явно не способствовали увеличению популярности системы в целом.
На мой взгляд, сила разработчиков СПО заключается в объединении ресурсов и интересов. В этом случае получается хороший проект.
Что касается участия Canonical, то наша компания не имеет офиса в России, и вряд ли он его будет целесообразно открывать в ближайшие год-два. Членами РАСПО могут быть только российские организации. Но сотрудничеству это нисколько не препятствует. У Canonical в России уже есть несколько партнеров, которые смогут принимать непосредственное участие в деятельности РАСПО.
PC Week: Спасибо за беседу.