Средства спутниковой ГЛОНАСС-навигации внедряются в нашей стране повсеместно. В частности, одним из популярных направлений работы является оснащение приемниками машин скорой помощи. Это способно не только принести экономический эффект, но и спасти жизнь и здоровье людей. Ниже мы представляем несколько городов России, начинающих, ведущих, или успешно завершивших подобные проекты.

Пенза

К настоящему моменту средствами спутникового слежения оборудованы десять из 50 автомобилей пензенской станции скорой медицинской помощи. За передвижениями машин следит диспетчер. Навигатор посылает сигнал на сервер каждые 30 с. При этом на электронной карте синими стрелками обозначено, что машина едет, зелеными — стоит на вызове, а желтыми — находится в гараже.

Кроме диспетчеризации, помогающей выбирать бригаду, находящуюся ближе всего к вызову, система также помогает бригадам скорой помощи в поиске адресов, ибо в некоторых новых районах Пензы порой отсутствуют номера на домах, а также не указаны названия улиц.

Все автомобили скорой помощи в Пензе планируется оснастить ГЛОНАСС-навигаторами до 1 июля 2009 г. На выполнение проекта из бюджета города выделено порядка одного миллиона рублей.

Уфа

Недавно управление здравоохранения Администрации Уфы провело открытый конкурс, предусматривающий создание автоматизированной системы спутникового контроля и мониторинга санитарного транспорта в городе. Цена контракта, который был в итоге подписан с ЗАО “ЕНДС”, составила 3 млн. 270 тыс. руб.

Решение будет определять местонахождение бригад скорой помощи в режиме реального времени, прокладывать маршрутов движения к указанному адресу и формировать электронное досье выездов с указанием времени их прибытия на вызов и убытия. При этом предполагается автоматический подбор машин скорой помощи, находящихся ближе всего к месту вызова и имеющих соответствующую медицинскую специализацию.

Всего в Уфе навигационным оборудованием будет оснащено более ста единиц медицинского транспорта.

Вологда

В Вологде проект по внедрению системы мониторинга и управления транспортом а автопарке МУП “Вологдамедавтотранс” выполняла компания “Маркет-Медиа”, партнер фирмы “М2М телематика”. Работы выполнялись на базе ПО BN-City.

Созданный в ходе проекта диспетчерский центр располагает данными о местонахождении всех машин скорой помощи в режиме реального времени. Система позволяет координировать работу бригады, направляя ее в нужное время в нужное место. Соответственно контролируются маршруты, вносится коррекция по движению этой машины.

Главным итогом работ в Вологде стало сокращение времени с момента вызова до приезда скорой к пациенту.

Барнаул

В Барнауле работы по внедрению спутниковой системы мониторинга и управления медицинским транспортом, обеспечивающей слежение за движущимися объектами в реальном режиме времени, начались еще в прошлом году. Проект также, как и в Вологде, выполнялся на базе ПО BN-City. Внедренцем при этом выступила компания “М2М телематика-Алтай”.

Главной целью работ было уменьшение сроков реагирования на вызовы больных. Кроме того, задачей было снизить издержки и повысить экономическую эффективность эксплуатации транспортных средств. В качестве навигаторов в системе использовались ГЛОНАСС-приемники, а работу над проектом курировал лично глава города Владимир Колганов.

В будущем автомобили скорой помощи в Барнауле планируется оснастить системой, позволяющей прямо из автомобиля выходить на связь с поликлиникой, где хранятся медицинские данные пациента, чтобы врач мог лучше ориентироваться в состоянии больного и мог оказать ему более квалифицированную помощь.

Владимир

В настоящее время на три машины скорой помощи во Владимире установлены средства спутникового слежения, позволяющие контролировать перемещение автомобиля и его расход топлива. Координаты машины пересылаются по каналам GPRS в диспетчерский центр каждые 30 с.

Всего в парке владимирской скорой помощи 27 автомобилей. Цена проекта по оборудованию их средствами спутникового слежения составит, как ожидается, порядка 2 млн. руб. Планируется, что подобная система слежения позволит, помимо сокращения времени на доезд к пациенту, сэкономить до 20% бензина.

Большие города, средние города

Бросается в глаза, что наиболее успешно подобные проекты внедряются в городах среднего размера. В частности, пионерами в деле внедрения средств спутниковой навигации для управления автопарков “скорых” были в России такие города, как Ярославль и Калининград.

Что же касается внедрения систем спутникового слежения и управления на машинах скорой помощи в Санкт-Петербурге, то в октябре 2008 г. губернатор города Валентина Матвиенко сообщила, что для того, чтобы внедрить системы ГЛОНАСС в петербургскую службу скорой помощи, может потребоваться порядка двух лет, а на элементарную установку навигационных приемников на машины скорой помощи потребуется порядка 4,5 млн. руб.