Подделки, или, выражаясь юридическим языком, контрафакт, доставляют немало проблем производителям, продавцам и потребителям принтеров и многофункциональных устройств с функцией печати. Первых и вторых они лишают части прибыли, а третьих могут лишить не только ожиданий высокого качества печати, но и гарантии на законно приобретенные устройства. О масштабах этих проблем и методах борьбы с ними (на примере отдельно взятой глобальной компании) нашему обозревателю Владимиру Митину рассказала менеджер по защите торговой марки Xerox Валери Вайтлоу (Valery Whitelaw), которая отвечает за защиту торговой марки Xerox во всех странах мира, кроме Северной Америки.
PC Week: Кто чаще всего нарушает права Xerox на использование торговой марки компании?
Валери Вайтлоу: Наибольшие проблемы нам доставляют контрафактные расходные материалы, 90% которых изготавливается в Китае на примерно полутора тысячах предприятий. Из Китая подделки экспортируются практически на все континенты, включая Америку, Европу и Африку. Свой ежегодный ущерб от данного контрафакта (под контрафактом мы понимаем все, что в глазах конечного пользователя выглядит, как оригинальный продукт, но не является таковым) компания Xerox оценивает в десятки миллионов долларов. Среди различных групп пользователей этот контрафакт распределяется весьма неравномерно. До крупных корпоративных пользователей, обслуживаемых по прямым договорам с сервис-центрами Xerox, он вообще не доходит. Больше всего страдают небольшие и средние компании, а также частные пользователи, которые закупают расходные материалы у неавторизованных продавцов.
Хочу подчеркнуть, что мы боремся с производителями и поставщиками контрафактных расходных материалов не только и не столько с целью повышения доходов компании. Прежде всего мы боремся за честь нашей торговой марки.
Что дает использование оригинальных расходных материалов? Прежде всего, гарантированное качество отпечатка, что особенно важно для полноцветной печати. Во-вторых, стабильность качества печати на протяжении всего времени использования техники, а это не один год. В-третьих, оригинальные картриджи безвредны. Их тонер не пылит, не выделяет вредные вещества при нагреве и переносе на бумагу. Это подтверждается сертификатами гигиенического соответствия для каждой партии. Кроме того, поддельные картриджи практически никогда не заправляются тонером на 100%. Поэтому их реальный ресурс ниже заявленного. Если пользователь не знает о том, что в его устройстве установлен контрафактный расходник, то в своих бедах он винит Xerox. Нас такая ситуация совершенно не устраивает.
PC Week: Как отличить авторизованного продавца от неавторизованного?
В. В.: Доверять сайту продавца или традиционной витрине его магазина не всегда можно, так как нередки случаи, когда на этих сайтах или витринах наш логотип красуется совершенно незаконно. Поэтому самый верный способ — заглянуть на соответствующий национальный сайт Xerox, где имеется отсортированная по городам и товарным группам самая свежая информация о всех наших официальных партнерах, как дистрибьюторах, так и реселлерах. Последние делятся на три категории: премьер-партнеры, бизнес-партнеры и просто реселлеры. Официальных партнеров у нас очень много — только в России их насчитывается свыше 5000. Так что всегда можно найти авторизованного продавца, находящегося от пользователя в непосредственной близости.
PC Week: Не секрет, что некоторые официальные партнеры иногда “подрабатывают” продажей контрафакта...
В. В.: Да, такие печальные случаи бывают. Но наша позиция в этом вопросе исключительно жесткая, поэтому в нашем канале они редки. В России в прошлом году мы зафиксировали лишь один случай продажи контрафакта нашим официальным партнером. Партнерский договор с этой фирмой — “Дельта Копирс” — был немедленно расторгнут. Такова наша общая практика. И во всех странах мира в прошлом году в общей сложности было зафиксировано лишь пять случаев продажи контрафакта нашими официальными партнерами (один из этих случаев произошел в США). Столь низкая цифра обусловлена тем, что наши партнеры с момента подписания контракта отчетливо осознают, какими последствиями для них чревата реализация подделок.
Мы внимательно следим и за неавторизованным каналом продаж наших товаров. Только в прошлом году на территории 14 стран (в том числе и в России) мы провели рейды, в ходе которых контрафактной продукции Xerox в этом канале было изъято в общей сложности на 36 млн. долл.
PC Week: Как вы выявляете продавцов контрафакта?
В. В.: Есть разные способы. Например, контрольные закупки. Xerox также отслеживает пути, по которым контрафакт из Китая поступает в другие страны мира. При этом мы сотрудничаем с нашими конкурентами (поставщиками печатающих устройств), которых проблема контрафакта также волнует. Мы обмениваемся с ними опытом и проводим совместные рейды. Успешной совместной деятельности способствует то, что практически все предприятия, занимающиеся незаконным бизнесом, не специализируются на подделке товаров какого-либо одного поставщика печатающих устройств, а выпускают очень широкий спектр контрафактной продукции, искусно подделывая не только картриджи, но и их упаковку. Практика показывает, что в роли продавцов контрафакта чаще всего выступают неавторизованные торговые точки и онлайн-магазины.
PC Week: Существует ли проблема ввоза в нашу страну оборудования Xerox по так называемым “серым” каналам (т. е. с соблюдением всех пунктов таможенного законодательства, но в обход официальных партнеров)?
В. В.: Да, такая проблема — для нас она является второй по значимости после контрафакта — есть. Мы боремся с ней путем взаимодействия с таможенными органами, которым поставляем сведения о стоимости наших товаров (чтобы те могли проверить правильность заполняемых таможенных деклараций) и некоторую другую информацию, в частности позволяющую отличить “серую” и контрафактную продукцию от оригинальной. Для пользователя опасность приобретения “серой” техники Xerox состоит в том, что на неё могут не распространяться фирменные гарантийные обязательства. Поясню. В целом, безусловно, на всю нашу продукцию распространяется гарантия. При этом есть продукты или целые линейки продуктов, произведенные для конкретных региональных рынков. Вот на эту категорию продукции мировая гарантия не распространяется.
PC Week: Как конечный пользователь может убедиться в “белизне” оборудования Xerox, которое он приобрел?
В. В.: Все наши официальные партнеры имеют доступ к базе данных, содержащей сведения о том, где, когда и для какой страны была произведена та или иная единица продукции, имеющая соответствующий уникальный серийный номер. Кроме того, на нашем корпоративном сайте www.xerox.com имеется возможность оставить запрос на одном из шести самых распространенных языков о характере приобретенного им устройства. А ещё можно обращаться на русскоязычную “горячую линию” Xerox и в международную ассоциацию борьбы с контрафактом.
PC Week: Много говорится о том, что использование в печатающих устройствах Xerox нефирменных расходных материалов может привести не только к ухудшению качества печати, но и к поломке устройства. Как выглядит соответствующая статистика?
В. В.: Сбор достоверной статистики такого рода затруднен двумя “разнонаправленными” обстоятельствами. С одной стороны, бывают случаи, когда неоригинальные расходные материалы до такой степени портят печатающий механизм, что пользователь сам понимает нецелесообразность его ремонта и просто покупает новое устройство. С другой — создатели подделок постоянно совершенствуют свое мастерство. Пять-шесть лет назад по состоянию печатающего устройства можно было практически сразу определить, что при его эксплуатации использовались неоригинальные расходные материалы. Но сейчас устанавливать факт их использования становится все труднее.
PC Week: Бытует мнение, что в поддельных картриджах применяется тот же самый тонер, что и в оригинальных, вернее c тех же самых специализированных фабрик, которых в мире не так уж и много...
В. В.: Это мнение глубоко ошибочно. Формула тонера (химический состав, а также физические и механические характеристики) и технология его изготовления являются секретами компании-производителя и охраняются очень тщательно. “Утечка” тонера с завода-изготовителя также исключена. Так, в мире существует всего шесть производственных площадок, где изготавливается тонер для устройств Xerox. Часть этих площадок (в США, Индии, Ирландии и Голландии) принадлежит непосредственно нашей компании. Другие же работают под её строгим контролем и в полном согласии с соответствующими лицензионными соглашениями. Формула тонера у каждого производителя своя. Например, тонер, произведенный для устройств HP, совершенно не годится для принтеров или МФУ Xerox и наоборот. Более того, как правило, именно формула тонера в первую очередь определяет качество печати.
PC Week: Единственный козырь поставщиков неоригинальных расходных материалов — цена. Не предполагает ли Xerox в обозримом будущем в целях борьбы с этим рынком повысить стоимость оборудования и снизить стоимость оригинальных расходных материалов?
В. В.: Стоимость расходных материалов зависит от множества факторов. Мы предпринимаем все меры для того, чтобы предлагать покупателям продукцию по привлекательной цене, но в любом случае цена нашей продукции должна быть адекватной. Поэтому мы пока снижение не планируем.
PC Week: Спасибо за беседу.