О выгодах облачных вычислений для заказчиков говорится очень много и довольно убедительно. Правда, клиенты в большинстве своем пока явно не спешат воспользоваться этими выгодами и придерживаются традиционной схемы жесткой привязки используемого ПО к конкретному оборудованию, причем размещенному на собственных локальных площадках. И тем не менее, учитывая общий тренд, можно ожидать смещения интереса предприятий в сторону Cloud Computing, хотя надо вполне определенно заявить: процесс этот будет небыстрым, эволюционным. Более того, вряд ли сегодня кто-то сможет уверенно (отвечая за свои слова!) сказать, что облачная модель станет даже в отдаленном будущем доминировать на рынке. Доля ее будет повышаться — с таким тезисом согласны все, а вот до какого предела она дойдет, скажем до 30 или 70%, — это никому неизвестно.
А что Cloud Computing сулит самим ИТ-поставщикам, которые активно призывают пользователей к более широкому применению данного подхода к организации ИТ?
Выступая в начале июня на одной из ИТ-конференций в Кремниевой долине, главный софтверный архитектор Microsoft Рэй Оззи сказал, что рентабельность бизнеса, основанного на предоставлении онлайновых услуг, для корпорации является более низкой по сравнению с традиционной схемой поставок ПО. Но при этом, отметил он, общие показатели дохода и прибыли Microsoft будут увеличиваться за счет расширения клиентской базы.
Впрочем, если говорить о бизнесе корпорации в целом, то снижение маржи в ее случае, наверное, стоит рассматривать как естественный процесс. И без того в течение многих лет Редмонд выделяется на рынке как раз фантастическим уровнем рентабельности (отношение чистой прибыли к доходу). В последнем, 2008-м, финансовом году он был равен 17,7/60,4 = 29,3%, а для главных “дойных коров” Microsoft — настольных ОС и Office — этот показатель составляет 60—70%. Ничего подобного в ИТ-отрасли увидеть нельзя.
Однако если вернуться к онлайновым сервисам, то тут вообще не очень понятно, как Microsoft собирается получать прибыль. Ведь уже многие годы ее направление Online Services Business работает в убыточном режиме (так в 2008 г. при объеме продаж 3,2 млрд. долл. убытки составили 1,2 млрд. долл.). Кстати, вопрос об этом был задан CEO Microsoft Стиву Балмеру во время его визита в Москву нынешней весной: “Вы говорите, что вы в кризис сократили нерентабельные и неперспективные направления. Почему вы не ликвидировали направление онлайновых сервисов, которое у вас убыточно уже много лет?”. Тогда руководитель корпорации ответил: “Да, это направление убыточно, но мы верим в его перспективность, оно будет прибыльным”.
В целом же эксперты уже давно пришли к единодушному выводу: для Microsoft онлайновые сервисы — это не цель, а средство, “оборона” от конкурентов типа Google. Их задача — не деньги зарабатывать, а защищать Windows и Office, которые приносят огромные объемы продаж и прибыли.
Однако до сих пор интернет-услуги Редмонда затрагивали в основном лишь сферу частных пользователей. Сейчас же Microsoft начинает активно продвигать свои бизнес-сервисы для корпоративного сектора. Пока речь идет о поэтапном запуске отдельных функциональных сервисов — CRM, SharePoint, Exchange, за которыми должны последовать и другие предложения, в частности SQL и Communications. Однако главные события начнутся с выпуском (вполне вероятно уже в конце 2009 г.) облачной ОС Azure Windows, которая вместе с прикладными блоками должна составить единую Azure Services Platform.
Но возникает естественный вопрос: а каковы реальные планы Microsoft в отношении “облаков"? Действительно ли корпорация намерена перемещать центр тяжести своего бизнеса в сторону онлайновых сервисов или им, как до сих пор в потребительском сегменте, будет отводиться лишь роль оборонительного рубежа, защищающего традиционную модель работы Редмонда на рынке?
Скорее всего точного ответа на этот вопрос нет, в том числе и у руководства компании. Все будет определяться развитием общей ситуации на рынке, которое — об этом говорит опыт истории — прогнозировать очень сложно. Решения будут приниматься по ходу дел. Но всегда нужно быть готовым к любым вариантам.
Очевидно, что Microsoft приложит все усилия к тому, чтобы занять лидирующие позиции в области Cloud Computing. Впрочем, понятно, что этот тезис относится ко всем лидерам ИТ-рынка.
Но ведь ИТ-отрасль состоит не только из гигантов. Она представляет собой сложную взаимосвязанную экосистему огромного числа работающих на этом рынке компаний, которым тоже нужно как-то планировать стратегию и тактику своего развития. Например, у той же Microsoft в мире имеется более 600 тыс. партнеров, причем эта сеть в течение десятилетий выстраивалась с ориентацией на традиционные схемы поставок. Вполне очевидно, что “облака” должны внести серьезные коррективы в систему взаимоотношений поставщиков-партнеров. В частности, многие ИТ-компании, занимающиеся перепродажей продуктов, в случае наступления “сплошной облачности” могут просто оказаться не у дел.
Неудивительно, что вопросы коррекции партнерских отношений с учетом возможности использования новых бизнес-моделей активно обсуждаются в последние годы на ежегодных глобальных партнерских форумах Microsoft, которые традиционно проходят в июле, открывая очередной финансовый год корпорации. Наверняка об этом пойдет речь и на следующем таком мероприятии, которое должно состояться в середине нынешнего лета в Новом Орлеане (США). Ожидается, что Microsoft там представит свое видение участия внешних компаний — в первую очередь независимых разработчиков и системных интеграторов — в продвижении на рынок Azure Services Platform. Точно известно, что именно там компания сообщит предварительный прейскурант своих “облачных” услуг как для заказчиков, так и для партнеров.
Напомним, что Microsoft намерена не просто продвигать на рынок свое ПО для создания облачной инфраструктуры, но и стать глобальным сервис-провайдером. Компания в течение достаточно долгого времени отрабатывала возможности использования мощных центров обработки данных для обеспечения своего собственного глобального бизнеса и теперь намерена применить этот опыт, предоставляя соответствующие хостинг-услуги внешним заказчикам. Для этого она форсированно расширяет сеть своих дата-центров. По данным Microsoft, многие ее новейшие подобные сооружения по площади превышают 10 футбольных полей, а потребляемая мощность электроэнергии при полной загрузке оборудования составляет около 40 МВт. При этом корпорация уверяет, что у нее расход энергии на 30—50% ниже, чем для датацентров в среднем по отрасли.