Ситуация, когда любая крупная торговая сеть, банк или учебное заведение будут иметь своего небольшого “виртуального” оператора связи, который кроме голосовых услуг будет предлагать контент-сервисы для определенной аудитории, — отдаленное будущее в нашей стране. Такой вывод можно сделать из исследования аналитической компании J`son&Partners под названием “MVNO в России и в мире: возможности и ограничения”.
Судя по данным аналитиков, на конец 2008 г. в России абонентская база MVNO превысила 330 тыс. и составила 0,2% от всех пользователей сотовых сетей (187,6 млн. человек). Компании, развивающие эти проекты, набирали абонентов весьма осторожно, кто-то — откровенно лениво. Лидерами были те, кто развивает услуги для корпоративных пользователей с ARPU в 2—3 раза больше среднерыночного. Это фирмы “Алло Инкогнито”, Matrix и Corpolink. Кроме них, на рынке присутствовали такие заметные игроки, как “Гарс Телеком”, Baza и “Евросеть”.
13 марта 2009 г. Минюст РФ зарегистрировало приказ Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 № 116 “Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи”, т. е. бизнес-модель MVNO в России получила законодательную основу: документ определил условия, при соблюдении которых “виртуальные операторы” могут начать работать. В мае 2009-го компания “Народный мобильный телефон” получила первую в России лицензию и стала первым в России легальным виртуальным оператором, однако объем ее абонентской базы крайне невелик. Более активно действуют “дочерние” проекты операторов “большой тройки” — абонентская база “виртуалов” с начала года выросла практически вдвое благодаря успешным проектам (“МегаФон-Москва” — 150 тыс. абонентов; “Просто для общения”), а также “А-мобайл” (МТС, порядка 80 тыс. клиентов).
Сейчас MVNO находятся на первом этапе своего жизненного цикла — создание таких систем стоит недорого (самое простое ПО для биллинга, эмитирование SIM-карт, скромная рекламная компания, аутсорсинговый call-центр), это фрагментарные проекты, нацеленные на работу с теми целевыми группами, в которые традиционные операторы сотовой связи не готовы инвестировать средства для привлечения абонентской базы. Кроме того, “виртуалы” предлагают конвергентные услуги связи (FMC), так как на их реализацию у операторов той же “большой тройки” не хватает времени или желания.
Некоторые MVNO — это проекты, нацеленные на дешевое общение не просто внутри сети, а внутри тарифа. Причем основной заработок организаторы таких услуг делают на забывчивости своих абонентов, которые считают, что 5 копеек (в случае с “Просто для общения”) — это цена для звонков на любые мобильные, а не только на те, которые подключены в рамках данного проекта. Как признаются источники в компании “МегаФон-Москва”, это позволяет держать ARPU даже таких вроде бы “недорогих” пользователей на уровне 200—250 руб.
Легализация бизнес-модели MVNO, безусловно, послужит толчком для развития данного сегмента телеком-рынка, но в прогнозы о том, что в нашей стране появится большое количество контент-ориентированных MVNO, все-таки верится с трудом. Ключевая проблема на настоящий момент — это отсутствие какой-либо вменяемой системы дополнительных услуг связи, которые “виртуалы” могут предложить своим пользователям. В случае с корпоративными клиентами речь идет о FMC-проектах, а также об услугах виртуальных АТС, с которыми по каким-либо причинам справляются базовые операторы связи. Для массового рынка подобной системы все-таки нет. Хотя торговые сети могли бы использовать проекты MVNO для трансляции рекламы, передачи дисконтных предложений, сбора ожиданий от пользователей и т. д.; финансово-кредитные учреждения — привязывать к своим MVNO услуги мобильного банкинга (предустановка на SIM-карты), сервисы поиска банкоматов, системы мобильных платежей с использованием NFC и т. д., а крупные учебные заведения могли бы внедрять на базе MVNO вести трансляцию расписания, рассылку SMS-уведомлений о контрольных работах и экзаменах, напоминаний об оплате очередного месяца обучения, ссылок на контрольные вопросы на сайтах вузов и т. д. Вариантов много — но ни один из них пока не используется на российском рынке. При таком подходе сложно поверить J`son&Partners, что к 2012 г. доля абонентов MVNO в совокупной абонентской базе сотовых операторов достигнет в России 2,3%.
В ближайшее время к существующему пулу игроков MVNO присоединится еще около 10 новых полноценных “виртуалов”, обладающих соответствующими лицензиями, скорее всего компании будут по примеру “МегаФона” и МТС работать с низкодоходными и специализированными абонентами (госструктуры, образовательные и медицинские учреждения). Кроме того, специальный тариф компании “МегаФон-Москва” с сетью магазинов Carrefour (низкая стоимость звонков на мобильные только при нахождении в этих торговых центрах), очевидно, будет трансформирована в проект MVNO. Свой проект “виртуала”, возможно, будет развивать российский ритейлер X5 Retail Group, что в целом неудивительно — директором по маркетингу в компании работает бывший топ-менеджер МТС Михаил Сусов, совладелец компании Effortel (она весьма неторопливо развивает несколько локальных проектов MVNO в Европе). Кроме того, возможно появление “виртуалов” и на сетях CDMA2000, где перспектив для мобильного Интернета и передачи голосовой информации гораздо больше, чем на массовых GSM/UMTS-сетях. Не исключено и появление “виртуала”, который будет полностью нацелен на интернет-сервисы (произвести мобильные модемы со своим логотипом и купить оптом интернет-трафик у компаний “большой тройки” особых проблем не составляет).