Объявленная пару лет назад софтверным департаментом Hewlett-Packard стратегия Business Technology Optimisation (BTO), предполагающая перенос внимания с рутинных задач эффективного управления ИТ-инфраструктурой предприятия на оптимизацию технологической поддержки его бизнеса в целом, вполне логично привела к появлению в портфеле HP программных средств, помогающих оценивать эффективность использования ИТ-ресурсов с точки зрения тех результатов, которые важны для собственников, акционеров и топ-менеджеров. Со временем эти программные средства войдут в портфель HP IT Financial Management (ITFM). А пока представлен первый продукт указанной линейки — HP Financial Planning and Analysis (FP&A).
Как заявил директор департамента программных решений HP в России Сергей Лобов, это инструмент, с помощью которого CIO сможет аргументированно обосновывать необходимость тех или иных затрат на эксплуатацию существующих или создание новых информационных систем. Кроме того, при наличии подобных средств деятельность ИТ-департамента станет более прозрачной, а финансовому директору будет легче определить вклад ИТ в результаты основной деятельности предприятия. Технологически HP FP&A представляет собой набор средств для сбора первичной информации о функционировании ИТ-инфраструктуры из самых разных источников, включая конфигурационную CMDB-базу данных, а также финансовые показатели, характеризующие стоимость тех или иных ИТ-услуг и ресурсов (из систем управления проектами, активами, ресурсами, конфигурациями и даже из контура ERP). Консолидированная таким образом информация впоследствии анализируется с помощью собственного BI-движка, встроенного в HP FP&A.
Такой подход позволяет довольно точно подсчитывать стоимость всех ИТ-услуг, необходимых для ведения основного бизнеса, сравнивать планируемые показатели с фактическими, выявлять неиспользуемые ресурсы, вычислять предполагаемые ИТ-затраты на развитие новых направлений деятельности. Совершенно очевидно просматривается схожесть нового продукта HP с чрезвычайно популярными сегодня средствами для управления общей эффективностью предприятия (Enterprise Performance Management, EPM). Ведь одна из основных задач, решаемых EPM-системами, -- это определение вклада, вносимого каждым ресурсом (людским, производственным, финансовым, сервисным и т. д.) в себестоимость продуктов и услуг предприятия. А поскольку информационная система представляет собой один из ресурсов, используемых для ведения бизнеса, то и его вклад следует контролировать наравне с остальными.
Как известно, важнейшим элементом EPM-системы наряду с технологической платформой являются модели, характеризующие особенности отрасли или вида деятельности компании. Собственно, такие модели и определяют, каким образом исходные ресурсы и вспомогательные службы задействованы в основном бизнесе. Есть ли подобные модели для ИТ-ресурсов? По словам Сергея Лобова, базовые модели имеются, и они уже использованы в одном завершенном проекте и нескольких продолжающихся сегодня (все на территории США). Настройка моделей не очень трудоемка, о чем свидетельствует соотношение 1:1 затрат на лицензии и консалтинг в этих проектах. Назвать конкретных заказчиков г-н Лобов не имел права, но он указал на то, что в большинстве проектов участвует подразделение, сформированное на базе купленной недавно крупнейшей аутсорсинговой компании EDS. Не исключено, что если проект будет выполняться не аутсорсером, живущим с предприятием, по сути, одной жизнью, а внешним консультантом, то кастомизация обойдется заказчику дороже.
С учетом вышесказанного рискнем предположить, что со временем продукты линейки ITFM станут одним из стандартных компонентов EPM-систем и будут востребованы не только CIO, но и другими высшими руководителями предприятия. Тем более что, как заверил Сергей Лобов, средства ITFM изначально открыты для интеграции с продуктами других вендоров.