Прошедший учебный год стал нелегким для рынка дополнительного профессионального образования, поскольку в конце 2008-го компании снизили бюджеты на развитие персонала. Но несмотря на трудности, “Академия АйТи” заработала в 2008—2009-м учебном году столько же, сколько и в предыдущем, — 375 млн. руб. Как рассказал ректор “Академии АйТи” Игорь Морозов, этого удалось добиться благодаря положительным тенденциям в области обучения.
Минувшей весной наметился перелом, индикатором которого стал рынок труда. Компании снова начали набирать персонал и заниматься его обучением. Тем не менее корпоративный сектор все еще находится в сложном состоянии.
Позитивную роль сыграло государство, выделив средства на федеральные целевые проекты, которые, с одной стороны, позволили решить социальные задачи, а с другой — поддержать рынок обучения. В качестве примеров г-н Морозов привел программы поддержки малого и среднего предпринимательства и переподготовки незанятого населения, инвестиции в образовательный сектор, проект по повышению квалификации госслужащих в области использования кроссплатформенных приложений, реализуемый в рамках “Электронной России”. Не случайно доля госсектора в обороте “Академии АйТи” за год выросла с 46 до 65%.
Кризис также подстегнул спрос со стороны индивидуальных слушателей. Однако этот сегмент имеет свои особенности: люди очень осторожно тратят деньги, поэтому дорогое и длительное обучение, например курсы по программе MBA, стало менее востребованным. “Академия АйТи” ощутила это на себе: поскольку у нее индивидуальный cектор в основном представлен студентами на программе MBA, его доля общем обороте компании не превысила 1,5%. Однако у людей растет интерес к профессиям, которые позволяют повысить свою ценность на рынке труда, — в частности, к курсам по обучению конкретным навыкам, и к программам, дающим диплом государственного образца.
Что касается корпоративного сектора, то к нему вернулось восприятие утилитарного характера обучения, что, в сочетании с сокращением бюджетов привело к появлению спроса на эффективные решения. Как показывает опыт “Академии АйТи”, в последние годы на предприятиях профессиональное обучение считалось не обязательным, но приятным дополнением корпоративной жизни. В результате потребности производства оказались совершенно оторванными от запросов персонала. “Три года назад мы запустили проект “Оценка эффективности обучения”, но он не вызвал интереса со стороны предприятий. Значит, тогда не было потребности в действительно эффективных решениях, — объяснил Игорь Морозов. — Сейчас кризис все поставил на свои места, и предприятия задумались над тем, какую отдачу они получают от вложенных средств”.
По его мнению, в корпоративном секторе наметился ряд тенденций. Во-первых, предприятия, не считая самих ИТ-компаний, практически не сокращали ИТ-специалистов. Во-вторых, традиционный дефицит этих сотрудников наконец удалось преодолеть, потому что прием на работу в большинстве компаний был заморожен. В-третьих, спрос на обучение изменился в сторону более комплексных программ: если раньше клиенты решали вопрос количественно, увеличивая число сотрудников и обучая каждого, то сейчас стараются повысить универсальность имеющегося персонала. “Мой прогноз на осень — потребность в ИТ-специалистах снова начнет хотя и медленно, но расти. Надеюсь, что более сбалансированные процессы на рынке труда позволят избежать ситуации кадрового голода, который был характерен для 2007—2008 гг.”, — сказал Игорь Морозов.
Если рассматривать спрос на обучение по отраслям, то в 2007—2008 гг. наиболее активно себя проявила нефтегазовая отрасль, а в текущем году усиленно учатся сотрудники финансового сектора: банков, страховых компаний, пенсионных фондов. “Это можно объяснить тем, что информационные системы операторов персональных данных должны быть до 1 января 2010 г. приведены в соответствие с требованиями Федерального закона “О персональных данных”. В государственном сектора по этим же причинам активно начали обучаться сотрудники медицинский учреждений”, — рассказал Игорь Морозов.
Еще одним результатом кризиса стал рост интереса к ПО с открытым кодом, поскольку его внедрение сулит организациям экономию. К тому же в последнее время наше государство повернулось в сторону свободного ПО. Но этот процесс тормозится недостатком квалифицированного обслуживающего персонала и просто грамотных пользователей. Поэтому в данной области потребность в обучении особенно велика. Воспользовавшись этой тенденцией, “Академия АйТи” по заказу федерального агентства образования реализовала ряд пилотных проектов по повышению квалификации учителей в области свободного ПО, а также запустила университетскую программу по свободному ПО, открыв пять учебных центров на базе разных университетов.
Выросла популярность дистанционного обучения (ДО), потому что такой способ обходится существенно дешевле очного образования. Так, в обороте “Академии АйТи” доля ДО за год выросла с 15 до 21%. Но, по словам Игоря Морозова, ДО — довольно широкое понятие и нередко спекулятивное. Порой под этим названием скрывается обучение по переписке или электронные продукты низкого качества. “Но мы совершенно уверены, что применение в учебном процессе информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обладает огромным потенциалом для повышения эффективности образования. Нам удалось объединить традиционное обучение в классах, самообучение на электронных курсах и online-обучение. Я считаю, что доля и объем таких смешанных форм будут расти”, — считает Игорь Морозов.
Спад спроса на обучение должен был привести к усилению конкуренции между учебными центрами, но, по мнению г-на Морозова, кризисный год серьезно не повлиял на расклад сил в учебном бизнесе. Большие, стабильно работающие учебные центры в целом пострадали мало, хотя и не добились роста оборота. Сложнее всего пришлось небольшим учебным центрам, специализирующимся на конкретных технологиях, регионах или заказчиках. Но среди таких компаний было немало поставщиков некачественных услуг. “Мое субъективное мнение — очистка рынка от такого рода учебных центров, тренеров и мелких консультационных фирм идет на благо заказчикам, — подчеркнул Игорь Морозов. — Что касается крупных учебных центров, то, несмотря на кризис, серьезных конкурентных войн я не наблюдаю”.