По утверждению руководства OKI Printing Solutions, на фоне сокращения у многих поставщиков оборота от продажи офисного оборудования в России компании удаётся демонстрировать положительную динамику роста. В августе нашу страну впервые посетил генеральный директор и председатель совета директоров OKI Printing Solutions в регионе EMEA Тетс Кавамура, занимающий также пост старшего управляющего директора корпорации OKI Data, который рассказал шеф-редактору PC Week/RE Игорю Кондратьеву о планах и задачах своей компании на ближайшую перспективу.
PC Week: В конце июля президент OKI Electric Industry заявил, что в последнее время компанией предпринимались усилия для усовершенствования своей бизнес-структуры. В чём заключается суть сделанных преобразований? Каким образом они могут сказаться на бизнесе OKI Printing Solutions?
Тетс Кавамура: Действительно, в группе компаний произошли важные изменения. До середины прошлого финансового года в OKI существовали три больших направления — инфокоммуникационное, принтерное и полупроводниковое. Но в октябре 2008-го OKI, заключив соглашение с японской фирмой Rohm, передала ей полупроводниковое направление бизнеса. И теперь у OKI осталось две главных сферы деятельности — инфокоммуникационные технологии и решения для печати.
Естественно, в результате этого реформирования бизнеса совокупный объём продаж группы OKI сократился, однако при этом прибыльность нашей деятельности возросла. Кроме того, можно утверждать, что направление печати стало более значимым для группы OKI в целом и сюда теперь направляется больше ресурсов, в том числе инвестиций на исследования и разработки, а также на стратегическое развитие каналов продажи. Всё это уже позволило OKI Printing Solutions стать более агрессивной на своём направлении бизнеса.
PC Week: Тем не менее опубликованный 31 июля отчёт компании за I квартал нынешнего финансового года, который стартовал 1 апреля 2009-го, свидетельствует о снижении оборота принтерного направления по сравнению с аналогичным периодом предыдущего отчётного года почти на 20%...
Т. К.: Действительно, в упомянутом отчёте говорится, что оборот от продажи принтеров уменьшился. Однако следует учесть, что представленные там финансовые показатели рассчитаны в иенах, поскольку OKI Electric, как и любая другая японская фирма, готовит всю финансовую отчётность в национальных денежных единицах. Между тем значительная часть оборота компании в наши дни генерируется за пределами Японии, причём выручка чаще всего поступает в евро или долларах. И если учесть, что в прошлом году евро обменивался в среднем на 165 иен, а в нынешнем — только на 130 иен, то станет понятно, что столь существенное — более чем на 20% — изменение обменного курса стало причиной снижения доходов компании, выраженных в иенах. Но если доходы принтерного направления рассчитывать в евро или долларах, то они практически не сократились.
PC Week: Каковы основные задачи, которые ставит перед собой компания в условиях продолжающегося мирового кризиса?
Т. К.: На наш взгляд, в условиях кризиса необходимо решать три ключевые задачи — оптимизировать капитальные затраты (прежде всего, с точки зрения использования производственных мощностей), вкладывать достаточные средства в исследования и разработку новой продукции и активно наращивать инвестиции в перспективные с точки зрения увеличения объема продаж рынки. Отмечу, что Россия как раз является для OKI одним из целевых стратегических рынков, на развитие которых мы готовы направлять новые инвестиции.
PC Week: В апреле этого года была объявлена глобальная инициатива о трёхлетнем сроке гарантийного обслуживания оборудования OKI Printing Solutions. Почему компания решилась на этот шаг в нынешних сложных экономических условиях, хотя, согласно приведенным ранее оценкам российского офиса, он может потребовать от неё полутора-двукратного увеличения сервисных расходов?
Т. К.: Сначала — о причинах объявления самой инициативы. Дело в том, что изначально на принтерном рынке существовали технологические особенности, отличавшие оборудование различных производителей. Однако по мере развития технологий печати представленные на рынке устройства стали все больше походить друг на друга. В этих условиях для производителя особенно важно чётко обозначить свою непохожесть на конкурентов — не только в плане цены и функциональности продукции, но и с точки зрения каких-то дополнительно предоставляемых пользователям возможностей. Мы считаем, что трёхлетняя гарантия как раз и является нашим уникальным рыночным предложением.
Добавлю, что обеспечением трёхлетних гарантийных обязательств OKI уже занималась и до апреля 2009-го, поскольку гарантийный период продолжительностью три года входит в перечень требований очень многих тендеров, проводимых государственными учреждениями разных европейских стран.
Если же говорить о расходах нашей компании, сопутствующих широкому объявлению трёхлетней гарантии, то мы всё же не ожидаем их существенного роста. Во-первых, потому что уверены в надёжности нашей продукции, подтверждения чему регулярно получаем от наших партнеров и заказчиков. А во-вторых, как показывает практика, наибольший объём затрат компании на обслуживание проданного оборудования приходится на первый год гарантийного срока (причём, по нашим оценкам, затраты OKI в первый год гарантийного обслуживания ниже чем у конкурентов), а затем её расходы на гарантийный ремонт снижаются.
Но даже если появление дополнительных расходов может быть признано негативным последствием введения трёхлетней гарантии, наряду с этим имеется и очень важный для нас положительный эффект от объявленной инициативы: мы станем получать больше информации о заказчиках и таким образом лучше узнаем их. (Имеется в виду, что для получения трёхлетней гарантии заказчик должен пройти процедуру обязательной регистрации на сайте OKI Printing Solutions. — И. К.)
Напомню ещё, что уже достаточно давно мы объявили об обеспечении гарантии на светодиодную печатающую головку — ключевой узел наших устройств — на весь срок службы принтеров.
PC Week: А каков проектный срок службы современного принтера? Недавно довелось услышать парадоксальную вещь: оказывается, есть компании, которые серьёзно работают над уменьшением срока службы оборудования, правда, при этом они стремятся к достижению максимальной надёжности устройств в гарантийный период. Их цель — с одной стороны, сократить расходы на техническое обслуживание, и в первую очередь в гарантийный период, а с другой — заставить потребителя чаще покупать новое оборудование. Близка ли подобная концепция OKI?
Т. К.: OKI декларирует работоспособность принтера в течение пяти лет. Конечно, пользователю правильнее руководствоваться объёмом напечатанных документов, поскольку интенсивность использования устройства может быть разной. В связи с этим мы объявляем о возможности изготовления на наших принтерах 1 млн. стр. При рекомендуемой интенсивности печати реальный срок службы наших устройств окажется даже больше пяти лет. Правда, на практике мы редко встречаем заказчиков, использующих принтер пять лет, потому что технологии печати очень быстро развиваются и заказчики часто обновляют парк установленного оборудования.
Тем не менее у OKI нет намерений по сокращению срока службы печатающих устройств. Наоборот, мы хотим, чтобы потребители использовали наши принтеры как можно дольше, поскольку мы стремимся зарабатывать также на продаже расходных материалов.
Еще следует иметь в виду, что если какой-то производитель будет заставлять пользователя слишком часто обновлять оборудование, то вполне возможно, что этот пользователь в конце концов выберет другого вендора.
PC Week: Модель зарабатывания денег на продаже расходных материалов, похоже, не всегда оправдывает ожидания. Особенно ярко это проявилось в сегменте струйной печати: здесь соотношение стоимости принтера и расходных материалов к нему таково, что вместо покупки очередного картриджа пользователю выгоднее купить новое — зачастую более совершенное — печатающее устройство. Какое-то время назад даже говорили, что принтерные компании всерьёз обсуждают возможность изменения модели бизнеса, подразумевающую повышение цены на принтер с одновременным снижением стоимости расходных материалов к нему. Как в OKI отнеслись бы к такому сценарию?
Т. К.: Мы не видим необходимости вносить подобного рода изменения в нашу стратегию, хотя бы потому, что OKI не является главным игроком на рынке печати. Пока наша основная задача — расширение инсталлированной базы фирменных принтеров. А в перспективе мы предполагаем следовать тенденции, которая уже наметилась на рынке, — осуществлять продажу не только принтеров и расходных материалов, но и самих результатов процесса печати — документов. Будущее рынка — за предоставлением управляемых сервисов печати.
PC Week: До последнего момента OKI Printing Solutions выступала исключительно как поставщик офисного печатающего оборудования. Однако в последнее время компания представила ряд устройств и для других сегментов рынка, в частности для графического дизайна. Как обстоят дела с продажей фирменного оборудования в такие сегменты рынка?
Т. К.: До сих пор основным для OKI сегментом является рынок традиционного офисного оборудования. Компания, конечно, предпринимала определённые попытки выхода в специализированные ниши, предлагая соответствующую продукцию, в том числе широкоформатные устройства. Однако пока можно констатировать, что эти продукты не доведены до необходимого уровня и их разработка продолжается.
PC Week: Многие зарубежные компании, среди которых есть и японские, с недавнего времени открыли в России собственные склады. Собирается ли ваша компания последовать их примеру?
Т. К.: Мы развиваемся поэтапно. Официально OKI вышла на российский рынок более 10 лет назад, открыв здесь своё представительство. Сейчас можно сказать, что первый этап освоения российского рынка мы подвели к логическому завершению. В принципе теперь мы готовы сделать следующий шаг — зарегистрировать здесь торговую компанию. Но пока мы оцениваем целесообразность такого решения и определяем, какие меры в связи с этим нам необходимо будет предпринять. Отмечу, что любые действия, которые бы мы здесь не предпринимали, выстраиваются нами прежде всего с целью наращивания бизнеса и расширения местного канала продаж.
PC Week: Как название компании — OKI Printing Solutions — оправдывается на российском рынке? Есть ли примеры создания решений в области печати российскими разработчиками?
Т. К.: Чаще всего под решением понимают продукты для конкретных вертикальных сегментов, которые могут быть реализованы и в виде аппаратно-программного комплекса. Например, у нас есть решение для компаний, которые проводят тренинги, занимаются ландшафтным дизайном, туризмом, а также для архитектурных и общеобразовательных учреждений. Разработчики подобных приложений могут воспользоваться, например, нашим универсальным ПО — менеджером шаблонов. Однако в России спрос на вертикальные решения и их разработку пока невелик. Здесь усилия сотрудников OKI в основном направлены на то, чтобы помочь заказчикам оптимизировать результаты печати как с точки зрения затрат, так и в плане качества получаемых отпечатков.
Но в нашем понимании термин “решение” применим не только к технологическим моментам, но и к решениям другого рода проблем, так или иначе возникающих перед заказчиком печатающего оборудования — связанных с обслуживанием техники, финансовых, логистических.
PC Week: Какие результаты руководство OKI Printing Solutions ожидает в ближайшей перспективе от недавно объявленного наращивания инвестиций в LED-бизнес?
Т. К.: Мы рассматриваем светодиодные технологии (LED) как ключевую для компании сферу. Инвестиции, о которых было объявлено в начале июля, позволят нам создать новое поколение печатающих головок и вывести светодиодную печать, которую мы реализовали одними из первых, на более высокий технологический уровень. По оценке наших экспертов, через пару лет OKI сможет нарастить производство печатающих головок в четыре раза и вдвое увеличить объём продажи светодиодных принтеров.
Кроме того, светодиодные технологии находят применение в других областях — например, для подсветки экранов мобильных устройств. Благодаря таким важным качествам как надёжность, низкое энергопотребление, оперативность включения и выключения светодиоды всё активнее используются в конструкциях автомобилей, для освещения общественных зданий и в других сферах применения.
PC Week: Одним из многообещающих технологичных направлений специалисты считают струйную печать электронных компонентов, в частности печатных плат и гибких дисплеев. Какое-то время назад OKI Printing Solutions поставляла, в том числе и на российский рынок, струйные принтеры. Не собирается ли компания вновь заняться струйной печатью, сулящей неплохие перспективы?
Т. К.: Нет, не собирается. В области исследований и разработок наш приоритет остается прежним — светодиодные технологии. Конечно, если OKI вдруг понадобится добавить в свой портфель технологию струйной печати, мы можем приобрести её у какой-нибудь компании, специализирующейся на данном направлении.
PC Week: Спасибо за беседу.