По данным ГИС-Ассоциации, в 2008 г., несмотря на сложную экономическую ситуацию второго полугодия, рынок геоинформатики* вырос на 37% (790 млн. долл.) и достиг 2,9 млрд. долл. Однако темп роста снизился по сравнению с 2006—2007 гг., когда подъем составлял 63%.
Основной вклад (см. рисунок) внесли проекты по разработке градостроительной документации (в 2007-м — 300 млн., в 2008-м — 630 млн. долл.) и создания инфраструктуры, обеспечивающей спутниковую навигацию на транспорте (в 2007-м — 508 млн., в 2008-м — 650 млн. долл.).
Наблюдались и другие отличия от 2007-го, когда заметно увеличилось финансирование отдельных секторов рынка геоинформатики из федерального бюджета. В 2008-м доля бюджетных средств снизилось с 39 до 35%. Однако в абсолютных цифрах расходы федерального бюджета в 2008-м выросли по отношению к 2007-му на 21% — с 707 до 856 млн. долл., в основном за счет программы ГЛОНАСС.
Скорее всего в 2009-м в связи с кризисом доля федерального бюджета в процентном выражении опять возрастет, в первую очередь за счет средств федеральной целевой программы (ФЦП) “Глобальная навигационная система” (ГЛОНАСС), которая практически не подверглась сокращению.
Но, как считают в ГИС-Ассоциации, основная заслуга федерального финансирования заключается в стимулировании привлечения средств из других источников — региональных и муниципальных бюджетов, частных инвестиций. Доля таких поступлений неуклонно растет и в ряде подсекторов, включая территориальное управление, землеустройство, техническую инвентаризацию, строительство и изыскания, так что достигает 70% и более.
Динамика по сегментам
Производство данных. Самым динамичным на рынке ГИС является сегмент пространственных данных, основные источники которых — прямые геодезические измерения (45%), картографические материалы (30%) и данные дистанционного зондирования Земли — ДЗЗ (25%), причем доля последних неуклонно растет.
Рассматривая основные тенденции, ГИС-Ассоциация отмечает, что все большее значение приобретают данные ДЗЗ, полученные с помощью космической и цифровой аэросъемки, лазерного сканирования. Дальнейшая реализация ФЦП потребует широкого практического использования цифровых аэрофотокамер и космических снимков высокого разрешения.
Необходимость разработки градостроительной документации будет стимулировать увеличение закупок данных ДЗЗ для обновления топографо-геодезических основ. Так, в 2007-м на разработку градостроительной документации из региональных и местных бюджетов было направлено не менее 11,6 млрд. руб., в 2008-м — 18,4 млрд., в 2009-м — примерно 13—15 млрд. руб. Всего же создание градостроительной документации обойдется стране в астрономическую сумму — около 70 млрд. руб. Скорее всего в 2009-м эти работы не будут завершены и Госдуме придется в очередной раз продлевать сроки.
Лоббирование государством использования ГЛОНАСС будет стимулировать создание навигационных карт и баз данных. Объем средств федерального бюджета, запланированных на эти цели в 2009—2010 гг., превышает 2 млрд. руб.
Несмотря на экономический кризис, в 2009-м прогнозируется рост производства данных на 40%.
Аппаратное обеспечение. В этом сегменте, который охватывает специализированные геодезические приборы, во второй половине года произошел существенный спад продаж, в основном из-за приостановки строительных работ. Хотя детализированная оценка этого сегмента не проводилась, ГИС-ассоциация полагает, что в 2008-м объем продаж остался на уровне 2007-го — около 100 млн. долл. А объем геодезических услуг за год вырос с 540 млн. до 620 млн. долл.
В 2009-м в отраслях геодезии, землеустройства и кадастровых измерений продолжится обновление оборудования. Вырастет спрос на средства трехмерного лазерного сканирования, так как в связи ростом конкуренции снижается их стоимость, увеличивается производительность и расширяется спектр применения их результатов. Кроме того, в нынешнем году прогнозируется рост объемов работ, связанных с созданием трехмерных моделей местности.
Восстановление группировки ГЛОНАСС и государственный протекционизм вызовет рост расходов на разработку и производство соответствующих терминальных устройств, по большей части в виде ассигнования из федерального бюджета.
Программное обеспечение. По оценке аналитиков, в 2008-м объем этого сегмента составил не менее 60 млн. долл., а увеличился он на 50—70%. По прогнозу в ближайшие годы подобные темпы сохранятся, но с некоторой поправкой на влияние экономического кризиса.
В 2008 г. при реализации ГИС для хранения информации вместо файловых систем стали чаще использоваться хранилища данных. В связи с этим вырос спрос на инструментарий, способный напрямую работать с ранее созданными данными в различных форматах. Для повышения эффективности коллективной работы широкое применение найдут серверные технологии и Web-сервисы.
Продолжает расти число компаний, предоставляющих Web-сервисы с применением пространственных данных. Если в 2006—2007 гг. этим занимались только крупные игроки — Google, Microsoft, Yandex, то в настоящее время подобные планы активно реализуют поставщики ДЗЗ (например, “СканЭкс”) и справочных систем. Ряд ведомств и территориальных организаций также занялись созданием геопорталов.
Государственное регулирование
Главной инновацией 2008-го стало создание новой структуры федеральной власти — Росреестра, объединяющего функции Роснедвижимости, Роскартографии и Росрегистрации. По мнению ГИС-Ассоциации, изменение структуры государственного управления кадастровыми и картографо-геодезическими работами повлияет на функционирование геоинформационного рынка в нашей стране. Однако темпы и наметившийся характер этой реорганизации оставляют желать лучшего. Примерно так же аналитики оценивают другие начинания госорганов: с одной стороны, налицо прогрессивные тенденции, с другой — очевидная неопределенность в их реализации.
Основная рекомендация ГИС-Ассоциации сводится к следующему: оставив за государством обязанность поддержки минимального правового набора несекретных и общедоступных базовых данных, предоставить рынку строить высокоэффективный и востребованный обществом бизнес на основе их использования.
*Общий объем рынка геоинформатики традиционно подсчитывался как сумма затрат по следующим направлениям: получение данных (геодезия и дистанционное зондирование), опытно-конструкторские работы, разработка и приобретение программного обеспечения, закупка оборудования, услуги государственных и коммерческих организаций по реализации проектов, предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.