Рано или поздно это должно было случится — активное развитие рынка сетей 3G заставляет операторов расширять модельный ряд оборудования, с помощью которого пользователи могут получить беспроводной доступ в Сеть. Кроме мобильных модемов, продажи которых развиваются крайне активно, и операторских телефонов, продвигаемых только в недорогом сегменте, операторы всерьез присматриваются к рынку .
Первым подобный проект попробовали осуществить в МТС — еще год назад оператор попробовал продавать в торговой сети мобильные ПК Fujitsu Computers с встроенными UMTS-модемами и своими SIM-картами. Правда, без особого успеха: у компании не было концентрации на единой модели и пользователи получили целых 12 моделей ноутбуков по цене от 12 до 50 тыс. руб. Опыт учли в “МегаФоне” и предложили совершенно другой вариант взаимодействия. С 1 октября этого года во всех регионах действия компании пользователи получат возможность купить нетбук Lenovo со встроенным UMTS-модемом, “залоченный” для работы в сети “МегаФона”, по цене 15,5 тыс. руб. Комплект, помимо прочего, включает в себя специальный контракт для беспроводного доступа в Интернет, причем цены на трафик будут разниться в зависимости от региона подключения (в среднем — один рубль за мегабайт). За отсутствие SIM-lock и покупку “железа” без контракта абоненту надо будет доплатить.
Системные параметры “железа” в предложении “МегаФона” вполне стандартны: 1,6 ГГц процессор Intel Atom N270, ОС Windows XP, 10,1-дюймовый экран со светодиодной подсветкой, 1 Гб ОЗУ, 160 Гб жесткий диск, адаптеры Wi-Fi 802.11b/g и Bluetooth, 3G-модем Ericsson F3507g (WCDMA, GPRS, EDGE), емкая шестиячеечная батарея, масса 1,1 кг. Кроме типового для нетбуков пакета ПО в комплект будет входить программа “Мультифон”, с помощью которой абонент может принимать и совершать голосовые вызовы на любые мобильные и городские телефоны, а также обмениваться сообщениями в чате, отправлять SMS и MMS.
Подобное предложение, разумеется, будет пользоваться спросом на рынке — все-таки нетбуки в сочетании с мобильным модемом и емкой батареей представляют собой вполне интересный и крайне мобильный инструмент для веб-серфинга и офисной работы. Но для увеличения спроса оператору недостаточно работать в режиме магазина по продаже цифрового оборудования — необходимы программы дотирования оборудования или предоставления рассрочки оплаты для лояльных абонентов. В этом направлении поле для экспериментов на российском рынке еще очень велико.