Недавно мы сообщали, что в августе компания ViewSonic собиралась вывести на российский рынок нетбуки и неттопы. Так оно и случилось. По словам главы представительства ViewSonic в России Инны Сорокиной, в конце лета первая партия этих устройств — несколько тысяч нетбуков VNB101 (их ориентировочная цена 430 долл.) — прибыла в Россию. Вскоре отечественным потребителям будет доступна ещё одна модель нетбука ViewSonic — VNB100 (ожидаемая цена 410 долл.).
Освоение новых сегментов рынка лежит в русле так называемой “Концепции трех экранов”, провозглашенной американской корпорацией некоторое время тому назад. Она базируется на той мысли, что весьма значительную часть своего времени современный человек, желающий не отставать от веяний технического прогресса, проводит перед экранами трех видов (родов) — настольного компьютера, телевизора и мобильного устройства. Устройства отображения информации, подключаемые к настольному компьютеру (экраны первого рода), американская корпорация производит давно. Сначала (с 1990 г.) это были ЭЛТ-мониторы, а затем (с 1997-го) — их жидкокристаллические (ЖК) собратья.
Но, как известно, нынешний кризис сильно подкосил рынок мониторов. Как в мире, так и в нашей стране. Более того, бытует мнение, что на ИТ-рынке сегмент компьютерных мониторов пострадал больше других. По данным ITResearch, в целом по России в первой половине нынешнего года по сравнению с первым полугодием 2008-го данный рынок “просел” на 65% в денежном выражении и на 45% — в штучном. Конкретные данные о динамике продаж своих мониторов в России корпорация ViewSonic не обнародует, но отмечает, что они лежат в русле общей тенденции.
А ведь как раз на сегмент компьютерных мониторов и приходится основная часть бизнеса ViewSonic. Так, по итогам 2008 г. в нашей стране 95,5% продаж ViewSonic составили мониторы, а оставшиеся 4,5% распределились между проекторами (2,5%), ЖК-телевизорами (1,5%) и фоторамками (0,5%). Однако в результате появления новых линеек продукции совсем скоро это распределение может существенно измениться.
Зато рынок нетбуков стремительно растет. По данным IDC, в I кв. 2009 г. по всему миру было продано 4,5 млн. таких устройств, что в семь раз больше показателя годичной давности. Что касается нашей страны, то здесь, по оценкам ITResearch, в I кв. 2009-го было продано 105 тыс. нетбуков. При этом данный сегмент рынка пустым не назовешь, и игроков на нем достаточно.
В чем же состоят причины позднего выхода ViewSonic на российский рынок нетбуков? “Это была обдуманная стратегия компании по выходу на новые мировые рынки, — говорит Инна Сорокина, —предполагавшая определенные приоритеты в мировом масштабе. Приоритетами номер один были США, Китай и Тайвань, где мы вышли на рынок нетбуков довольно давно. Россия входит в европейское подразделение ViewSonic. И со своими нетбуками на российский рынок компания вышла в то же время, что и на рынки других европейских стран. То есть с точки зрения стратегии не с опозданием, а тогда, когда это было запланировано. Что же касается сегмента неттопов, то этот рынок еще практически не сформирован. Так что на него мы выходим хотя и не первыми, но вместе с основной массой игроков”.
Менеджер по маркетингу московского офиса ViewSonic Мария Соловьева добавляет: “Бытует мнение, что по продвижению продуктов гораздо проще и экономичнее работать на уже возделанных, но еще растущих рынках. Мы надеемся, что уже к декабрю этого года доля ViewSonic на российском рынке нетбуков составит порядка 3—5%”
Как ViewSonic планирует продвигать новые виды своей продукции? Прежде всего ставка делается на партнеров, имеющих опыт продвижения мониторов. В настоящее время в данном сегменте рынка у американской корпорации на территории нашей страны имеется девять партнеров первого уровня — шесть дистрибьюторов и три крупные розничные сети федерального масштаба. По итогам 2008 г. 79% продаж ViewSonic на территории России обеспечили дистрибьюторы, а 21% — розничные сети. Что касается партнеров второго уровня, то, по словам г-жи Сорокиной, кризис уменьшил их количество примерно на треть. Но самые крупные и надежные остались “на плаву”. Есть надежда и на то, что в связи с освоением компанией новых сегментов рынка круг фирм, интересующихся её продукцией, расширится. Надо заметить, что кризис не сказался на количестве сервис-центров ViewSonic. Их как было 216 (примерно в ста городах России), так и осталось. Собственных складов на территории России у ViewSonic пока нет. “Но идея их создания не отвергается, — утверждает Инна Сорокина. — Однако прежде надо тщательно обдумать все плюсы и минусы их образования”.