На последней конференции Ассоциации документальной электросвязи по развитию IP-коммуникаций в ряде докладов прозвучала мысль о том, что сейчас крупные операторы практически исчерпали возможности развития в Москве и Санкт-Петербурге и всерьез заинтересовались регионами. “Если сегодня уровень проникновения Интернета в регионах составляет около 20%, — сказал Валерий Лохин, генеральный директор “РТКом.Ру”, — то год назад он был всего 5—10%”. Такие впечатляющие темпы роста телекоммуникаций (особенно широкополосного доступа — ШПД) за пределами столичных городов дали некоторым докладчикам повод говорить о регионах как о важнейших драйверах роста отрасли в нынешних условиях.
Между тем, как показали выступления самих представителей региональных компаний, в стране очень велики различия в уровне развития связи и внедрения телекоммуникационных сервисов между субъектами РФ. Взять хотя бы IP TV. Дальневосточная компания электросвязи (“Дальсвязь”), входящая в холдинг “Связьинвест”, в 2006 г. вывела на рынок новую для Приморского края услугу на базе широкополосного доступа в Интернет — интерактивное телевидение под маркой “Дальсвязь TVi”. В 2007-м данная услуга была запущена в коммерческую эксплуатацию в Хабаровском и Камчатском филиалах, в 2008-м — в Амурской области. К середине 2009-го общее количество пользователей ”Дальсвязи TVi” достигло 55 тыс. абонентов.
“Это второй результат среди телекоммуникационных компаний России, — сказал Владислав Бобков, директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга “Дальсвязи”. — В текущем году данным сервисом планируется охватить Сахалинскую и Магаданскую области”.
Кроме того, в рамках развития услуги намечено освоить новый интерфейс с усовершенствованным родительским контролем и более высокой скоростью переключения ТВ-каналов, внедрить сервис UGC (User Generated Content) на базе имеющегося видеохостинга DvTube, предоставить специализированное решение для гостиниц, выпустить телевизионные каналы в формате высокой четкости HDTV, использовать системы шифрования контента и т. д.
По словам г-на Бобкова, в нынешнем году ожидается рост числа подписчиков услуги до 78 тыс. Среднемесячный счет на одного абонента (ARPU) должен вырасти со 188 руб. в 2008 г. до 210 руб. в 2009-м, а выручка компании от реализации данного сервиса за тот же период должна увеличиться со 134 до 250 млн. руб.
А вот в Южном филиале компании “Комстар-Регионы” надежды на внедрение IP TV не оправдались. “Точнее, оправдались, но не совсем, — отметил директор филиала Михаил Монастырский. — К тестированию услуги подключилось около 10% абонентской базы ШПД, а коммерческая эксплуатация охватила всего 1—2%”. Главная причина заключается не в качестве или контентной составляющей услуги, а в неготовности платить за нее. Выяснилось также, что основной целевой аудиторией, на которую стоит делать ставку, является владельцы квартир и домов малоэтажной застройки, так называемый частный сектор, неохваченный сетями традиционного кабельного ТВ. Серьезные инвестиции в этот вид услуг вызывают большие сомнения. Михаил Монастырский делает вывод: IP TV сегодня — это лишь один из путей повышения привлекательности основной услуги ШПД, так сказать, “часть джентльменского набора”.
Так или иначе, но IP TV пробивает себе дорогу во многих регионах страны, и суммарная абонентская база такого сервиса давно уже измеряется сотнями тысяч клиентов. Этот сегмент рынка уже привлек внимание и крупных федеральных игроков, в частности “Ростелекома”. Национальный оператор дальней связи в данном случае не собирается конкурировать с местными провайдерами широкополосного доступа, а будет работать в секторе В-2-В и помогать им с выводом новых услуг на коммерческой основе.
“В настоящее время существенное удешевление стоимости, а также активная конкуренция на региональном уровне привели к тому, что доходы местных интернет-провайдеров значительно снизились, — заявил Алексей Ефимов, начальник отдела продаж Северо-Западного филиала “Ростелекома”. — Как следствие, менеджмент этих компаний активно ищет способы увеличения выручки и извлечения новых конкурентных преимуществ от вывода на рынок новых услуг, а магистральные операторы реагируют на изменение рынка и предлагают услуги межоператорского уровня, отвечающие потребностям региональных игроков и их пользователей”.
Одной из таких услуг является “IP-телевидение” — интерактивный сервис, реализуемый “Ростелекомом” по агентской схеме. В его рамках “Ростелеком” планирует предоставлять контент IP TV конечным пользователям через операторов связи, выступающих его субагентами. В качестве контента предлагается более семидесяти телеканалов и несколько сотен фильмов с постоянной ротацией.
Для местных провайдеров в данном случае появляется хорошая возможность роста выручки от внедрения нового сервиса, увеличения клиентской базы и повышения лояльности абонентов. Причем ввод новой услуги может осуществляться с минимальными затратами и в самые короткие сроки. Да и магистральный оператор останется не в накладе, расширяя свое присутствие и спектр услуг в регионах. Правда, пока речь идет о реализации данного проекта в пилотной зоне. Если опыт окажется удачным, то он будет распространяться по всей территории страны.