Страх перед настоящим и будущим парализовал многие предприятия. Такой паралич замедлил развитие даже самых динамичных компаний. Экономисты продолжают ломать голову, не зная, что делать, а маркетинговые подразделения зачастую больше заняты сохранением рабочих мест, чем поиском новых подходов. Как же профессионалы могут вырваться из этого застоя и воспользоваться открывающимися возможностями? Предлагаем десять советов.
1. Оцените обстановку. Позиционная война — это способ военных действий, при котором воюющие стороны укрепляют свои позиции, а линия фронта замирает. Здесь ключевое слово — “замирает”. Учитывая, что предприятия ушли в глухую оборону, а экономика замерла и, по-видимому, останется в этом состоянии в обозримом будущем, вы можете начать строить путь, по которому ваша компания будут двигаться вперед.
2. На первых порах прогресс может быть очень слабым. Даже при стабильной экономической ситуации трудно быстро добиться успеха. Во время Первой мировой войны продвижение войск нередко измерялось в футах, а иногда и в дюймах. То же самое происходит и в нынешней экономической обстановке. Со стороны может показаться, что всё происходит как при замедленной съемке. При составлении бизнес-плана следует учесть замедленный темп прогресса. Но ряд небольших побед может обеспечить вам устойчивый успех.
3. Избавляйтесь от страха. Хороший страховой агент прекрасно знает, что страх — сильная мотивация. Известно также, что страх представляет собой эмоцию, которую нужно контролировать, иначе неизбежно возникнет депрессия и паника. Это не значит, что о страхе нужно совсем забыть. Имеется в виду, что ваш успех зависит не только от того, как вы справитесь со своим собственным страхом, но и от того, что вы сможете сделать со страхами заказчиков, клиентов и конкурентов. Чувство страха покинет вас, как только вы сосредоточитесь на плане немедленных действий.
4. Меняйте подходы. Как известно, повторение одних и тех же действий с ожиданием разных результатов является признаком безумия. То, что давало хорошие результаты в прошлом году, на прошлой неделе или даже вчера, может не сработать в нынешней экономической обстановке. Примите меры по изменению своих подходов. Вырвавшись из рутины, вы сможете взглянуть на свой бизнес свежим взглядом.
5. Решайте головоломки. Разгадка судоку и кроссвордов — хороший способ провести время. Считая свой бизнес головоломкой, которую нужно решить, вы можете найти новые способы реализации своих усилий. Запишите конкретные проблемы, а затем сформулируйте их решение — и может быть, вы получите неожиданные и полезные результаты.
6. У каждой компании есть что рассказать. Будь то ваша компания или фирма вашего заказчика, у каждой в запасе есть что-то такое, что заслуживает внимания публики. Один из способов рассказать о себе заключается в творческом подходе к связям с общественностью. Обычно это не требует больших расходов. Компании, специализирующиеся на связях с общественностью, как и все остальные, ощущают экономический спад и активно ищут новых клиентов. Привлекая профессионалов к организации мероприятий, вы можете обеспечить известность своей компании при небольших расходах. Помните также, что хорошо оформленные и своевременные пресс-релизы обеспечат вам огромные дивиденды.
7. Пусть на вас работает технология. Почти каждая компания, включая вашу, имеет базу данных адресов электронной почты. Среди адресатов могут быть заказчики, клиенты, друзья и другие люди, с которыми вы регулярно общаетесь. Маркетинг по электронной почте — проверенный, экономически выгодный способ заявить о себе. Это может быть, например, массовая рассылка или самый новейший подход — доставка по электронной почте видеороликов (другими словами, видеоброшюр).
Чтобы расширить аудиторию, многие компании предлагают специальные списки электронных адресов, которые касаются данного типа бизнеса или заказчика. Следует избегать огромных списков рассылки, которые часто связаны со спамом (и сильно отличаются от специализированных, заранее проверенных списков). Такое творческое использование электронной почты может стать экономически эффективным методом продвижения вашего бизнеса.
8. Обычная почта тоже работает. Несмотря на рост стоимости почтовых услуг, неплохой способ рассказать о своем бизнесе широкой аудитории представляет собой и традиционная почта. Целый ряд компаний относительно недорого предлагают проверенные списки почтовых адресов. Учтите, что ответов на массовую рассылку почти наверняка будет немного, если считать процентное отношение к числу отправленных писем. Но хотя иногда это лишь доля процента, такого количества вполне достаточно, чтобы окупить расходы.
9. Узнайте своих конкурентов лучше, чем они знают вас. Сейчас опережать конкурентов важнее, чем когда-либо раньше. Можете быть уверены, что ваши конкуренты переживают такие же экономические трудности, как и вы, и, наверное, кто-то из них применяет способы, о которых вам нужно знать. Многое можно выяснить простым наблюдением за тем, как ваши конкуренты меняют свой подход к ведению бизнеса.
10. Не забывайте о подготовительной работе. Интернет — самый замечательный исследовательский инструмент из того, что было изобретено человечеством. Часть рабочего времени следует посвятить онлайновым исследованиям. Ежедневно используя ресурсы Интернета, вы всегда будете в курсе многих крупных и мелких событий, касающихся вашего бизнеса. Вы сможете узнать о новых продуктах, технологиях и получить другую полезную информацию, которая даст вам преимущества над конкурентами. К тому же Интернет обеспечит вам массу предыдущих сведений о вашем направлении бизнеса и о делах конкурентов.
Очевидно, что единого волшебного средства для выхода из экономического кризиса не существует. Но одно можно сказать наверняка: если не делать ничего, то ничего и не получится, а если делать мало, то и получится мало. Однако подобно фокуснику, который упорно трудится над новым карточным фокусом, пока не достигнет совершенства, вы можете действовать умело, обращая внимание на каждую маленькую победу, а в результате окружающие, открыв рот от удивления, будут спрашивать: “Как вам это удалось?”.