В последние годы некоторые ИТ-проекты в коммерческих структурах реализовывались без каких-либо ограничений и фактически перешли в категорию развивающихся бесконтрольно. В условиях экономической неопределенности компании зачастую не могут или просто не хотят отказываться от таких проектов, поскольку вложили в них массу денег. Вместе с тем перспективно мыслящие менеджеры понимают, что необходимо изменить подход к таким проектам, чтобы наконец получить отдачу, на которую некогда рассчитывали. За счет надлежащего управления, хорошо спланированного поэтапного подхода к бесконтрольно развивающимся проектам компании в состоянии рационализировать свои затраты.
На что следует направить ИТ-инициативы
1. Уменьшение затрат. Используя для новых задач уже протестированные и проверенные компоненты и сервисы, ИТ-подразделения могут быстро добиться конкретных результатов для бизнеса. Прежние наработки зачастую позволяют ускорить создание и интеграцию приложений, повысить их качество и одновременно снизить затраты.
Важно также с помощью объективных критериев определить, сколько долларов или человеко-часов сэкономит компания за счет использования того, что у нее уже имеется. Это можно сделать с помощью инструментов, которые позволяют применять качественные и количественные метрики для измерения коэффициента повторного использования наработок и расчета окупаемости инвестиций в корпоративные сервисы и наборы компонентов.
2. Наведение порядка. В период экономического спада ИТ-подразделениям стоит сосредоточиться на “уборке своей территории”. За счет совершенствования методов разработки приложений, исправления неэффективных процессов и более четкого определения процессов и политик управления они могут гораздо лучше подготовиться к тому, чтобы соответствовать требованиям бизнеса, когда вновь наступит экономический подъем. В результате сервисы и наборы компонентов станут более обозримыми, что позволит лучше управлять активами и инвестициями в ИТ. Более того, информационным службам не придется ждать оживления экономики. Их усилия принесут плоды раньше, поскольку повторное использование сервисов и компонентов снизит затраты и время, необходимые для создания новых приложений.
3. Применение лучших практик и поэтапного подхода к решению задач. Универсальных рецептов нет! Многие компании не имеют четкого представления об управлении, поэтому считают, будто оно с самого начала требует крупных вложений в ПО и консультативные услуги. Компании, которые не сумели получить ожидаемую отдачу от своих ИТ-проектов, могут решить, что это следствие недостаточных инвестиций. Это неверно!
Один из важнейших способов рационализации ИТ-проектов заключается в поэтапном подходе к их реализации, при котором затраты растягиваются по времени. Для этого следует отдать приоритет тем действиям, которые быстро принесут результаты, вести тщательный мониторинг всего процесса (измеряя окупаемость инвестиций и коэффициент повторного использования ресурсов) и последовательно двигаться к более высокому уровню зрелости решений.
Перед лицом сегодняшних экономических реалий компании просто не могут позволить себе финансировать проекты, не дающие ощутимых результатов для бизнеса. ИТ-проекты, от которых прежде не отказывались, несмотря на их низкую эффективность, стали уязвимыми. Однако компании, способные найти новое применение имеющимся активам, сократить время создания новых продуктов и эффективно оценивать достигнутые результаты, могут получить значительные преимущества именно за счет реализации проектов в области ИТ.
По мере того как компании стремятся рационализировать свои бизнес-процедуры, крайне необходимо распространить аналогичную практику и на ИТ-подразделения. ИТ-проекты могут дать бизнесу колоссальные преимущества, но этого не произойдет, если они не будут тесно увязаны с бизнес-целями фирмы. При надлежащем контроле за ИТ-проектами и их экономической эффективностью компании могут сохранить средства, вложенные в те проекты, которые обеспечивают максимальную гибкость и наибольший выигрыш. В конечном счете они помогут компании выстоять в условиях нынешних экономических трудностей.