Одной из наиболее актуальных проблем, которые сегодня приходится решать в медицинском учреждении при использовании компьютеров, является защита конфиденциальной информации. В связи с этим представляется целесообразным продолжить рассмотрение основных аспектов организации автоматизированной обработки персональных данных (ПД) пациентов, которое было начато в статье профессора А. Щербакова.
Основными правовыми нормативными актами, регламентирующими требования к процессам обработки ПД, в том числе в учреждениях здравоохранения, являются:
Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993; ст. 23, 24 (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), ст. 41, 42 (недопустимость сокрытия информации, связанной с угрозой жизни и здоровью);
“Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, ... закон РФ № 5487-1 от 22.07.1993 (далее — Основы); в ст. 61 дано определение врачебной тайны как “информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении”;
федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации” № 149-ФЗ от 27.07.2006, в котором даны определения таких понятий, как информация, документирование информации, защита информации, обладатель информации, конфиденциальность информации, предоставление и распространение информации, электронное сообщение;
- федеральный закон “О персональных данных” № 152-ФЗ от 27.07.2006 (далее — Закон), которым регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных с использованием средств автоматизации;
- указ Президента РФ “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” № 188 от 06.03.1997 (в редакции указа Президента РФ от 23.09.2005 № 1111) в котором к указанной категории сведений отнесены персональные данные и сведения, содержащие врачебную тайну;
- указ Президента РФ № 351 от 17.03.2008 “О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена”;
- постановление Правительства РФ № 504 от 15.08.2006 “О лицензировании деятельности по технической защите информации”;
- постановление Правительства РФ № 957 от 29.12.2007 “Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами”;
- постановление Правительства РФ № 781 от 17.11.2007 “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” (далее — Положение), в котором определены основные требования к указанным информационным системам (ИС);
- постановление Правительства РФ № 512 от 06.07.2008 “Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных”;
- постановление Правительства РФ № 687 от 15.09.2008 “Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации”;
- совместный приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13.02.2008 “Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных”.
Напомним, что к персональным данным относятся: а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (см. Указ Президента РФ № 188 от 06.03.1997); б) любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных; ст. 3 Закона). Конфиденциальной считается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и которая не подлежит передаче третьим лицам без согласия её обладателя. Обладателем информации, содержащей врачебную тайну, является пациент (субъект ПД) или его законный представитель — должно быть получено согласие пациента на передачу касающихся его сведений, содержащих врачебную тайну, кому-либо, в том числе должностным лицам в интересах его обследования и лечения (ст. 61 Основ). Под обработкой ПД понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение (ст. 3 Закона). Любое юридическое или физическое лицо, организующее и/или осуществляющее обработку ПД, а также определяющее цели и содержание их обработки, является оператором ПД (ст. 3 Закона).
В общем случае оператор ПД — учреждение здравоохранения, фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), страховая медицинская организация — должен:
- зарегистрироваться в качестве оператора ПД — подготовить и направить уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор), которая постановлением Правительства РФ № 419 от 02.06.2008 определена в качестве уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (ст. 22, 23 Закона);
- получить письменные согласия пациентов (субъектов ПД) на обработку, в том числе передачу их персональных данных (ст. 6, 9 и 10 Закона); необходимость согласия пациента на передачу кому-либо сведений о нём, содержащих врачебную тайну, предусмотрена также ст. 61 Основ (см. выше); далее понятия “пациент”, “физическое лицо” и “субъект ПД” будем считать синонимами;
- обеспечить информирование пациентов по их запросам о целях, способах и сроках обработки, хранения их ПД, а также о лицах, имеющих к ним доступ (часть 4 ст. 14 Закона); для этого в информационной системе учреждения должны быть реализованы функции разграничения полномочий, аутентификации, регистрации (учёта) и контроля доступа пользователей к ПД, автоматического ведения журналов доступа (п. 15 Положения);
- для определения необходимых мер и выбора средств защиты ПД провести классификацию своей ИС в зависимости от характера (состава) и объема обрабатываемых ПД и угроз безопасности жизненно важным интересам личности в случае нарушения их конфиденциальности (утечки) и оформить соответствующий документ (п. 6 Положения); следует заметить, что все ИС ПД, в которых обрабатываются сведения о состоянии здоровья, в соответствии с требованиями приказа ФСТЭК, ФСБ и Миниформсвязи России № 55 / 86 / 20 от 13.02.2008 являются системами 1-го класса (К1, см. далее);
- организовать и поддерживать систему защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа в соответствии с установленным классом ИС с использованием средств защиты, сертифицированных в установленном порядке; для подтверждения соответствия ИС требованиям защиты конфиденциальной информации и ПД необходимо провести аттестацию системы (см. ниже).
Регистрация в качестве оператора персональных данных. Порядок регистрации определён приказом Россвязькомнадзора № 8 от 17.07.2008 “Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных” (с изменениями, внесенными приказом № 42 от 18.02.2009) . Дадим ряд рекомендаций по заполнению некоторых позиций уведомления применительно к медицинским организациям.
1. В позиции формы уведомления “Цель обработки” следует указать: “в медико-профилактических целях”, либо “в целях установления медицинского диагноза”, либо “в целях оказания медицинских и медико-социальных услуг” (пп. 3, 4 части 2 ст. 10 Закона), — а также перечислить цели деятельности организации так, как это указано в учредительных документах (положении, уставе).
2. В позиции “Категории персональных данных” — а) для пациентов: Ф.И.О., пол, дата рождения, адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты полиса медицинского страхования, сведения о наличии льгот, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России) , сведения о случаях обращения за медицинской помощью, данные о состоянии здоровья; б) для работников организации (учреждения): Ф.И.О., пол, дата и место рождения, адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты полиса медицинского страхования, СНИЛС, ИНН, сведения о наличии льгот, данные кадрового учёта (образование, квалификация, должность и т. д.), сведения о заработной плате.
3. В позиции “Категории субъектов персональных данных” надо указать: “работники учреждения”, для пациентов — гражданство (“гражданин РФ”, “иностранный гражданин”, “лицо без гражданства”).
4. В позиции “Правовое основание обработки ...” указать информацию в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 10 Закона , ссылки на нормативные документы территориального органа управления здравоохранением и фонда ОМС, реквизиты лицензии на медицинскую деятельность. Следует заметить, что в Основах отсутствуют в явном виде какие-либо нормы и требования, связанные с ведением медицинской документации и обработкой ПД пациента как без использования, так и с использованием средств автоматизации (компьютеров). Поэтому ссылки на этот закон в данном случае не приведены. Надо также указать, что обработка ПД работников учреждения осуществляется на основании ст. 85—90 Трудового кодекса РФ.
5. В позиции “Перечень действий с персональными данными...” указать: “Смешанная обработка — ввод, сбор, систематизация, накопление, хранение, изменение, удаление, использование, передача по внутренней сети”. Если в медицинском учреждении формируются массивы персонифицированных данных для передачи во внешние организации (страховые медицинские организации, фонд ОМС, медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) и т. п.), то необходимо указать, каким образом они передаются — на машинных носителях, по защищенным каналам связи и т. п. В этом случае в позиции “Правовое основание обработки...” в дополнение к перечисленным выше документам следует также привести реквизиты нормативных распорядительных документов (приказов и т. п.), на основании которых эти данные передаются.
Надо обратить внимание, что согласно приказу Россвязькомнадзора № 42 от 18.02.2009 оператор в уведомлении должен указать класс информационной системы, обрабатывающей ПД, который присвоен ей в соответствии с требованиями приказа ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13.02.2008.
Напомним, что в случае изменения сведений, указанных в уведомлении, оператор обязан в течение десяти рабочих дней сообщить об этом в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД (часть 6 ст. 22 Закона).
Реестр операторов. Органы Россвязькомнадзора на основании уведомлений формируют и ведут единый реестр операторов ПД, осуществляющих обработку персональных данных. Расходы на рассмотрение уведомлений и ведение реестра осуществляются за счёт средств федерального бюджета. Порядок ведения реестра утвержден приказом Россвязьохранкультуры № 154 от 28.03.2008 “Об утверждении Положения о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных”, в котором определены процедуры включения и исключения операторов в(из) реестр(а). Решение о включении оператора в реестр или об отказе принимается в течение тридцати дней с даты поступления уведомления. Орган по защите прав субъектов ПД вправе проверять указанные в уведомлении сведения на полноту и достоверность, а также запрашивать и получать на безвозмездной основе как у физических, так и у юридических лиц информацию, необходимую для осуществления своих полномочий. При включении в реестр каждому оператору присваивается регистрационный номер. Исключение оператора из реестра осуществляется в следующих случаях:
- по письменному заявлению оператора об исключении из реестра с приложением обоснований;
- по решению суда о прекращении оператором деятельности по обработке персональных данных;
- в связи с принятием уполномоченным органом по защите прав субъектов ПД решения по приостановлению или прекращению оператором обработки ПД, осуществляемой с нарушением требований Закона.
Информация о включении или исключении оператора в(из) реестр(а) публикуется в трехдневный срок на официальном сайте уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД (www.rsoc.ru). Сведения об операторах, включенных в реестр, являются общедоступными за исключением данных о мерах по защите информации. Доступ к реестру осуществляется через интернет-портал по адресу pd.rsoc.ru.
Добровольное письменное согласие пациента на обработку его персональных данных. К сожалению, в настоящее время процедуры и формы документального подтверждения согласия пациента на обработку и передачу его персональных данных, а также порядок его информирования о целях и способах обработки, о лицах, имеющих к ним доступ, на федеральном и ведомственном уровне пока еще не определены и не регламентированы. Поэтому дадим некоторые пояснения и рекомендации.
Образец согласия пациента, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 9 Закона, применительно к медицинскому учреждению, работающему в системе ОМС, представлен во врезке (аналогичное согласие для ребёнка в возрасте до 15 лет дается его родителем или опекуном). В учреждении необходимо наладить учёт и хранение этих документов, предъявляемых в качестве доказательства легитимности обработки ПД пациентов (часть 3 ст. 9 Закона). В амбулаторных учреждениях письменное согласие целесообразно оформлять при первом обращении пациента и оформлении амбулаторной карты, в стационарах — при каждом случае госпитализации в виде вкладыша в историю болезни. Напомним, что в соответствии со ст. 61 Основ предоставление (то есть передача строго определённому кругу лиц) персонифицированных сведений о состоянии здоровья пациента без его согласия допускается в следующих случаях:
- в целях его обследования и лечения, если он не способен из-за своего состояния выразить собственную волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания, следствия и суда;
- при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
- если есть основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий;
- в целях проведения военно-врачебной экспертизы.
Стоит обратить внимание, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 687 от 15.09.2008 персональные данные, обрабатываемые на бумажных носителях, должны обособляться от иной информации — путём их представления на отдельных листах, в специальных разделах или в полях форм (бланков) документов (п. 4 этого постановления). Кроме того, в типовых формах документов должно быть предусмотрено поле, в котором субъект ПД может поставить отметку о своем согласии на обработку его ПД (подпункт “б” пункта 7). Из этого, в частности, следует, что подавляющее большинство персонифицированных форм учётно-отчётных документов, которые сейчас используются в здравоохранении, подлежит переработке.
Еще одно замечание, не имеющее прямого отношения к теме этой статьи, касается согласия медицинского работника на передачу его персональных данных. В соответствии со статьей 88 Трудового кодекса РФ медицинское учреждение при передаче ПД сотрудника, например, в органы Росздравнадзора для ведения федерального регистра медицинских работников (см. приказ Минздравсоцразвития России № 14н от 17.01.2008) обязано получить его письменное на то согласие. Целесообразно включить это согласие в трудовой договор с работником. На сайте www.54.rsoc.ru опубликованы образцы некоторых документов, необходимых для организации работы с персональными данными в учреждении, в частности положение о защите ПД работников, обязательство работника о неразглашении конфиденциальной информации (ПД) и др.
Обработка персональных данных в медицинских учреждениях должна осуществляться с соблюдением необходимых мер, обеспечивающих конфиденциальность информации и её защиту от несанкционированного доступа.
Организация защиты конфиденциальной информации. Напомним, что защита информации — это целый комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к данным и документам, их потери и искажения. Организация и поддержание системы информационной безопасности (ИБ) требуют значительных ресурсов. Например, в финансово-кредитных организациях расходы на защиту информации составляют около 20% от совокупных расходов на ИТ.
Работы по организации системы ИБ, включая защиту ПД, должны быть неотъемлемой частью проекта по созданию или модернизации ИС (п. 4 Положения), и их следует выделить в отдельный этап или контракт. В общем случае они включают три фазы:
- предпроектную фазу — обследование и определение класса ИС, предварительное определение способов и состава средств защиты информации (СЗИ);
- проектную фазу — разработку технического задания на создание комплексной системы защиты информации, в том числе построение модели угроз безопасности конфиденциальной информации, техническое и рабочее проектирование системы;
- ввод в эксплуатацию — закупку сертифицированных СЗИ, их инсталляцию, обучение персонала, издание организационно-распорядительных документов о допуске персонала и регламентах обработки конфиденциальной информации, назначение ответственных, организацию контроля, аудита и т. п., а также аттестацию системы на соответствие требованиям безопасности обработки конфиденциальной информации.
Классификация ИС, в которых обрабатываются персональные данные, должна отвечать требованиям документа “Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных”, утвержденного совместным приказом ФСТЭК, ФСБ и Мининформсвязи России № 55/86/20от 13.02.2008. В этом документе (далее — Порядок) указано, что:
- классификация проводится на основе таких критериев, как категория обрабатываемых данных (сведения о состоянии здоровья относятся к наивысшей, первой категории — см. п. 6 Порядка), их объём, характеристики безопасности, структура ИС, наличие подключения к Интернету, режим обработки ПД, режим разграничения прав доступа, местонахождение технических средств;
- присвоение класса ИС осуществляется самим оператором ПД (медицинским учреждением), класс должен быть оформлен документально; заметим, что в соответствии с п. 8 Порядка медицинские ИС относятся к специальным системам, поскольку в них обрабатываются данные о состоянии здоровья пациентов. Как указано в п. 16 Порядка, класс специальных ИС определяется на основе анализа данных и модели угроз безопасности ПД в соответствии с методическими документами ФСТЭК и ФСБ. К таким документам сегодня относятся следующие.
- “Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” (утвержден ФСТЭК 14.02.2008, имеет гриф “Для служебного пользования” — ДСП; документы с грифом ДСП могут быть получены в органах ФСТЭК по официальному запросу).
- “Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” (утверждён ФСТЭК 15.02.2008, ДСП).
- “Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных” (утверждён ФСТЭК 15.02.2008, ДСП).
- “Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” (утверждён ФСТЭК 15.02.2008, ДСП).
- “Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации” (утвержден Гостехкомиссией России 30.08.2002).
- “Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации” (утверждён Гостехкомиссией России 30.03.1992).
- “Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” (утверждён руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008, № 149/6/6-622).
- “Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации” (утверждён руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008, № 149/54-144).
В соответствии с перечисленными документами ИС организаций здравоохранения, в которых обрабатываются персональные данные о состоянии здоровья пациентов, необходимо отнести к следующим классам:
- класс 1Г (максимальный гриф обрабатываемой информации — “конфиденциально”) — согласно руководящему документу, указанному в приведенном выше перечне под номером 6;
- класс К1 (все ИС, в которых обрабатывается информация первой категорииотносятся к 1-му классу (К1) — согласно документу под номером 4 в перечне; как уже отмечал в своей статье А. Щербаков, для защиты ПД в системах этого класса должны использоваться криптографические средства.
В соответствии с перечисленными выше документами организации, эксплуатирующие информационные системы классов 1Г и К1, обязаны:
а) получить лицензию ФСТЭК на техническую защиту информации (срок действия — пять лет);
б) выполнить все необходимые мероприятия по обеспечению защиты информации для указанных классов информационных систем;
в) провести аттестационные испытания ИС по требованиям ФСТЭК.
Кроме того, при использовании в учреждении средств криптографической защиты информации может потребоваться получение лицензии ФСБ (см. указ. статью). Заметим, что во всех случаях установка в ИС ПД сертифицированных средств криптографической защиты информации должна осуществляться организацией, имеющей соответствующую лицензию ФСБ.
Аттестация ИС проводится с привлечением внешней организации-аудитора, имеющей соответствующий аттестат аккредитации ФСТЭК. Если проверка показала, что система защиты ПД данной ИС соответствует установленным требованиям, то выдается аттестат соответствия (сроком на три года). С порядком получения лицензии на техническую защиту информации, проведения аттестации ИС и перечнем организаций, уполномоченных проводить аттестационные испытания, можно ознакомится на сайте ФСТЭК (www.fstec.ru).
При организации рабочих процессов в учреждении необходимо стремиться к максимально возможному сокращению перечня сотрудников, имеющих доступ к ПД пациентов. Руководитель учреждения должен утвердить перечень должностных лиц, допущенных к обработке персональных данных в информационной системе. Порядок их доступа к конфиденциальным сведениям и ПД, хранящимся в базах данных ИС, должен определяться соответствующими регламентами и должностными инструкциями.
В заключение хотелось бы отметить, что описанные выше положения и рекомендации далеко не исчерпывают всех аспектов проблемы организации обработки персональных данных в здравоохранении. Не рассмотрены, например, вопросы, связанные с процедурой получения согласия пациента на обработку ПД теми операторами, к которым он непосредственно не обращается за медицинской помощью. К ним, в частности, относятся учреждения, которые формируют и ведут различного рода сводные медицинские персонифицированные (территориально-популяционные) регистры, — МИАЦ, территориальные фонды ОМС и др. Более обстоятельного рассмотрения требуют также вопросы ИТ-аутсорсинга при обработке и организации защиты конфиденциальной информации, получения медицинским учреждением необходимых лицензий и др. Очевидно, что организацией системы информационной безопасности должны заниматься компетентные специалисты, имеющие специальную профессиональную подготовку. Приказом Минздравсоцразвития России № 247н от 29.05.2008 в перечень профессиональных квалификационных групп включены должности специалистов (техники, инженеры и т. д.) по защите информации. К сожалению, в настоящее время в штатных расписаниях учреждений здравоохранения сотрудники по информационной безопасности за очень редкими исключениями не предусмотрены. Так же как и в бюджетах большинства медицинских учреждений не предусмотрены расходы на организацию системы защиты информации. А между тем до 1 января 2010 г. — срока, к которому по закону “О персональных данных” все информационные системы должны быть приведены в соответствие с его требованиями, осталось очень мало времени. Необходимы срочные безотлагательные меры, в том числе и со стороны Минздравсоцразвития России.2
Образец письменного согласия пациента на обработку его персональных данных
СОГЛАСИЕ
на обработку персональных данных
Я, нижеподписавшийся <Ф.И.О. полностью>, проживающий по адресу <по месту регистрации>, паспорт <серия и номер>, выдан <дата и название выдавшего органа>, в соответствии с требованиями статьи 9 федерального закона от 27.07.06 г. “О персональных данных” № 152-ФЗ, подтверждаю свое согласие на обработку <название и адрес медицинского учреждения> (далее — Оператор) моих персональных данных, включающих: фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, адрес места жительства, контактный(е) телефон(ы), реквизиты полиса ОМС (ДМС), страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России (СНИЛС), данные о состоянии моего здоровья, заболеваниях, случаях обращения за медицинской помощью — в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза и оказания медицинских услуг при условии, что их обработка осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну. В процессе оказания Оператором мне медицинской помощи я предоставляю право медицинским работникам передавать мои персональные данные, содержащие сведения, составляющие врачебную тайну, другим должностным лицам Оператора, в интересах моего обследования и лечения.
Предоставляю Оператору право осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. Оператор вправе обрабатывать мои персональные данные посредством внесения их в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов) по ОМС (договором ДМС).
Оператор имеет право во исполнение своих обязательств по работе в системе ОМС (по договору ДМС) на обмен (прием и передачу) моими персональными данными со страховой медицинской организацией <название> и территориальным фондом ОМС с использованием машинных носителей или по каналам связи с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа, при условии, что их прием и обработка будут осуществляется лицом, обязанным сохранять профессиональную тайну.
Срок хранения моих персональных данных соответствует сроку хранения первичных медицинских документов (медицинской карты) и составляет <двадцать пять лет>.
Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
Настоящее согласие дано мной <дата> и действует бессрочно.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю Оператора.
В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных Оператор обязан прекратить их обработку в течение периода времени, необходимого для завершения взаиморасчетов по оплате оказанной мне до этого медицинской помощи.
Контактный(е) телефон(ы) <...> и почтовый адрес <...>
Подпись субъекта персональных данных __________
Об авторе: Андрей Павлович Столбов — докт. техн. наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, профессор кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (stolbov@mcramn.ru).
1 Ранее, до изменения структуры федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным органом по защите прав субъектов ПД являлась Россвязьохранкультуры. При этом форма уведомления в течение года трижды изменялась её приказами от 11.01.08 г. № 3, от 28.03.08 г. № 153 и от 13.05.08 г. № 340.
2 В перечне поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ 17.07.08 г. (утвержден 01.08.08 г. № Пр-1572ГС) правительству дано поручение в срок до 1 декабря 2008 г. "утвердить комплекс мер по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, предусмотрев разработку необходимых нормативных правовых актов, а также подключение государственных и муниципальных медицинских учреждений к сети Интернет" (п. 1 "з").