В последнее время информационные технологии активно внедряются в систему высшего образования. С одной стороны, это связано с реализацией национального проекта “Образование”, а с другой — с инициативой самих учебных заведений. Что получает вуз благодаря ИТ? По каким направлениям проходит развитие ИТ-систем? Какие трудности приходится преодолевать? На вопросы научного редактора PC Week/RE Елены Гореткиной отвечает Владимир Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ).
PC Week: Насколько необходима автоматизация вуза? Можно ли в настоящее время обойтись без ИТ?
Владимир Трухачев: В нашем вузе вопросы автоматизации в процессах обучения и управления университетом относятся к приоритетным. Работа в данном направлении ведется на протяжении полутора десятилетий, причем особенно интенсивно — в последние пять-семь лет. ИТ-инфраструктура развивается в соответствии с “Концепцией информатизации СтГАУ”, утвержденной ученым советом университета. Это — рассчитанный на пять лет детальный план внедрения ИТ во все направления нашей деятельности, включая управление деканатом, кафедрами, отделом кадров, работой со студентами, абитуриентами и аспирантами.
Но главное преимущество мы получаем за счет использования информационных технологий в образовательном процессе. ИТ позволяют значительно повысить его качество, в основном благодаря последним достижениям в области виртуализации исследований, моделированию технологических и экономических процессов, обеспечению высокого уровня наглядности преподаваемого материала. Не последнюю роль в этом играет значительное увеличение доступных для студентов и преподавателей учебных и методических материалов не только в традиционном печатном виде, но и в виде электронных баз знаний, образовательных ресурсов Интернета, Российской государственной и Центральной научной сельскохозяйственной библиотек.
PC Week: Как вы оцениваете роль национального проекта “Образование” в деле внедрения ИТ в вузах и обучения ИТ-специальностям?
В. Т.: Реализация этого проекта и сопутствующее ему финансирование позволило значительно ускорить процесс развития ИТ-инфраструктуры университета и запустить ряд новых проектов. Мы начали ИТ-проекты еще задолго до появления программы, но если бы и дальше продолжали действовать своими силами, то на их реализацию ушло бы гораздо больше времени. Учитывая, что схожим образом ситуация развивалась и в других учреждениях образования, как среднего так и высшего, можно сказать, что программа дала толчок к усилению роли и расширению возможностей информационных технологий в образовании.
PC Week: Какие инвестиции получил ваш вуз по этой программе, по каким направлениям они были распределены?
В. Т.: Обязательным условием государственного финансирования было использование собственных средств вузов. Мы от государства получили 438 млн. руб. Университет обеспечил 92 млн. руб. обязательного софинансирования и вложил дополнительно 200 млн. руб. в развитие инновационных структур вуза. Закупки велись по четырем направлениям: аппаратное обеспечение, специализированная техника (сельскохозяйственное и лабораторное оборудование), программное обеспечение (в рамках проекта было приобретено более 8000 лицензий на системное и прикладное ПО) и модернизация имеющихся ресурсов. Кроме того, создавались методические материалы, шла работа по повышению квалификации преподавателей. Самая большая статья расходов — закупка специализированной и ИТ-техники: всего было приобретено порядка восьмисот наименований продуктов.
PC Week: Что лучше — разработать свою ИТ-систему для управления процессом образования или купить готовую? Какой подход выбрал ваш вуз?
В. Т.: Мы приняли комплексный подход, одновременно используя ресурсы как сторонние, так и разработанные нашими сотрудниками. Выбор определяется большим количеством факторов, которые зависят от каждого конкретного случая или от области использования ИТ-систем.
Когда мы решаем, разрабатывать ли программу самим или купить готовый продукт, то исходим из соотношения “цена — качество”. Так, для некоторых специализированных направлений оказалось удобнее применять готовые программы, например “1С” для бухгалтерии, специальное ПО для патентного отдела или отдельные компоненты системы “АйТи-Университет” в учебно-практическом центре “Мини-банк”, созданном на базе факультета финансов и банковского дела СтГАУ для подготовки специалистов по кредитованию.
“АйТи-Университет” в СтГАУ
В рамках программы по информатизации СтГАУ компания “АйТи” выполнила комплексный проект, в результате которого в вузе был создан современный мультимедийный зал, построен центр обработки данных, внедрены компоненты системы автоматизации деятельности вузов “АйТи-Университет”.
Одна из задач сводилась к созданию мультимедийного комплекса актового зала, в котором регулярно проводятся совещания, научные конференции и другие важные для вуза события. Эта часть проекта включала создание решения, состоящего из систем конференцсвязи, звукоусиления, технологического телевидения, видеокоммутации и записи, отображения информации, и даже системы сценического освещения. Управление всеми системами может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режимах.
При построении ЦОДа использовались блейд-серверы IBM, что позволило сделать его компактным и обеспечить возможность дальнейшего развития. Кроме того, создание ЦОДа хорошо сочеталось с планами вуза, касающимися внедрения технологий виртуализации и резервирования данных. Сейчас в кластер включено восемь двухпроцессорных блейд-серверов.
Третья составляющая комплексного проекта предполагала внедрение отдельных компонентов комплексного решения для автоматизации деятельности вузов “АйТи-Университет” в учебно-практическом центре (УПЦ) “Мини-банк”. Центр создан на базе факультета финансов и банковского дела СтГАУ с целью подготовки специалистов высокой квалификации для работы в кредитных организациях. В УПЦ были внедрены два компонента — “АйТи-Университет: Контроль доступа” и “АйТи-Университет: Информационное обеспечение учебного процесса”.
Также в УПЦ “Мини-банк” был установлен инфокиоск, используемый для просмотра общедоступной информации о вузе, о факультете финансов и банковского дела, о самом “Мини-банке”, а также персональной информации о состоянии своего основного лицевого счета в банковской системе.
PC Week: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние вашей информационной системы? Какая функциональность реализована?
В. Т.: ИТ-системы университета развиваются в соответствии с планами, близко к прогнозируемому графику. Так, в настоящее время на основе ИТ началась реализация направлений дистанционного обучения и дополнительного профессионального образования. Многие элементы уже перешли из стадии пилотных проектов в рабочую фазу. У нас есть курсы по более чем шестистам направлениям. Их слушатели — преподаватели и студенты наших представительств, расположенных в разных населенных пунктах Ставропольского края.
Кроме того, работает электронная библиотека. К ней можно обратиться с любого компьютера, подключенного к нашей локальной сети. Функционирует электронный документооборот, правда, электронная подпись еще не реализована, но мы собираемся это сделать. Выполняется разработка собственного электронного контента. Создана система локальных репозитариев электронных образовательных ресурсов. Внедрена полномасштабная электронная база тестовых материалов по всем дисциплинам, в которой имеются тестовые задания по самым разным курсам. Она используется как для очного, так и для дистанционного обучения. Действует терминальная информационная система университета.
PC Week: Каким образом проходило внедрение ИТ — своими силами или с помощью интегратора? С какими проблемами пришлось столкнуться в ходе проектов?
В. Т.: Основную часть внедрения мы вели своими силами. За сопровождение отвечают собственные структуры университета. Исключение — те проекты, которые выполнялись в рамках НП “Образование”. Тогда проводились федеральные закупки: мы представили план проекта, под него выделялись деньги, а реализация шла на стандартной конкурсной основе.
Хотя при реализации ИТ-систем зачастую и возникают проблемы, связанные с человеческим фактором, нам удалось их избежать. Возможно, причина в том, что за последние годы педагогический коллектив вуза сильно помолодел. А молодым проще адаптироваться к новым условиям. Они понимают, что применять ИТ в преподавании гораздо удобнее, чем использовать старые методы.
PC Week: Какие результаты получены после внедрения ИТ-системы?
В. Т.: По словам наших сотрудников, наиболее заметными для них изменениями стали облегчение доступа к информации, упрощение многих процедур, обязательных в учебном процессе и методической работе, улучшение качества преподавания и контроля знаний у студентов. Естественно, что основным результатом всех ИТ-проектов стало повышение качества подготовки выпускников, увеличение их конкурентоспособности на рынке труда и в конечном итоге более полное удовлетворение потребностей работодателей в аграрном секторе.
PC Week: Окупается ли внедрение ИТ-системы? Как вузу удается получить отдачу от инвестиций?
В. Т.: Изначально ИТ-системы относятся к долгосрочным капиталовложениям. Но мы уже начинаем получать от них отдачу. К сожалению, этот процесс сильно замедлился из-за кризиса. Так, у нас создано более пятидесяти специализированных лабораторий, каждая из которых является независимой хозяйственной структурой и может зарабатывать деньги. В их числе — консультационные центры и тестовые лаборатории, которые рассчитаны на внешних пользователей. Но сейчас люди очень осторожно распоряжаются деньгами.
Система дистанционного образования только в нынешнем году перешла из пилотной фазы на этап коммерческого использования, поэтому о ее окупаемости говорить пока рано.
Сейчас вузы стараются зарабатывать деньги как могут, потому что государство поставило их в такое положение, когда им приходится выживать самостоятельно. Внедренные ИТ-системы помогают им это делать. Возьмем, к примеру, “Мини-банк”. У нас параллельно с ним работает страховой магазин и электронная биржа. На базе этих структур постоянно проходят курсы повышения квалификации зачастую по согласованию с министерствами образования и сельского хозяйства Ставропольского края. Спрос на такие курсы есть, и они работают постоянно.
PC Week: Как развивается ваша ИТ-система после завершения НП “Образование”?
В. Т.: Проект “Образование” послужил лишь отправной точкой, позволившей создать некий задел на будущее и провести долгосрочное планирование развития ИТ в университете. Теперь мы продолжаем начатое. В частности, перевели из пилотной фазы систему дистанционного образования и повышения квалификации. Следующим этапом станет усовершенствование системы электронного документооборота и внедрение электронной подписи. Наша цель — исключить “бумагу” из внутреннего документооборота. Заканчиваем подключать к локальной сети университета все общежития. В результате студенты прямо из комнат получат доступ в Интернет, смогут пользоваться всеми ресурсами электронной библиотеки вуза.
Но поскольку мы теперь всё вынуждены делать своими силами, сроки растянулись, а темпы снизились. Тем не менее работы не прекращаются.
PC Week: Спасибо за беседу.
Подготовлено по материалам СтГАУ и компании “АйТи”.