Интернет-магазин программного обеспечения “Софткей” опубликовал результаты традиционного опроса своих покупателей, проведенного прошедшим летом. Это уже третье исследование компании (они выполняются каждые два года), которое позволяет получить не только обобщенный портрет “продвинутого” российского пользователя ПК (а именно такие прибегают к онлайновым услугам), но и проследить динамику его “взросления” за последние пять лет (о предыдущем отчете).
Генеральный директор “Софткея” Феликс Мучник сообщил, что, по оценкам аналитиков его компании, общий объем российского рынка тиражного ПО в текущем году составит 2,3 млрд. долл., что на 12% меньше, чем в 2008 г. Отметим, что о каких-то итогах собственной работы, которые также могли бы способствовать пониманию ситуации на рынке в целом, руководитель “Софткея” рассказать не решился, предложив познакомиться с мнениями покупателей.
В нынешнем опросе приняли участие свыше 18 тыс. человек (15 тыс. частных пользователей и 3000 корпоративных). Портрет частного пользователя лицензионного ПО выглядит примерно так: это мужчина 35—45 лет, который живет в Москве или Питере, играет в компьютерные игры, активно пользуется Интернетом более четырех лет, покупает не менее двух-трех программ в год и готов тратить на приобретение ПО от 300 до 1500 руб. в месяц. В то же время нужно сказать, что среди покупателей, хотя и не быстро, растет доля женщин, сейчас она составляет 18%, что на пять пунктов больше, чем в 2005 г. Более 60% всех опрошенных клиентов пользуются Интернетом свыше семи лет, четверть респондентов каждый день выходит в Сеть со своих коммуникаторов/мобильных телефонов. В то же время, хотя большинство людей предпочитает электронные средства оплаты онлайновых покупок, 27% применяет традиционные переводы денег через Сбербанк.
Кризис оказал заметное влияние на покупательскую активность: сравнивая показатели 2007-го и 2009 гг., видно, что два года назад частный пользователь покупал в среднем около пяти лицензионных программ, а сейчас в два-три раза меньше. При этом 53% опрошенных отметили негативное влияние кризиса на собственные доходы, 44% сказали, что их благосостояние за последний год не изменилось, а 3% заявили об улучшении своего материального положения.
Опрос еще раз подтвердил доминирующее положение Windows на рынке ПК: на использование именно этой ОС указали 99% опрошенных. Но нужно отметить, что Linux имеет уже довольно ощутимую долю, о ее применении сообщили 9% частных и 28% корпоративных пользователей. Заметное место стала занимать Mac OS (2 и 4% соответственно). Отметим также, что сегодня практически все пользователи применяют средства антивирусной защиты на своих ПК.
Что касается отношения частных пользователей к легальному ПО, то после подъема уровня лояльности в 2007-м сейчас наблюдается спад до отметки четырехлетней давности. Количество пользователей, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, составило 29%, что на пять пунктов меньше, чем два года назад. Доля тех, кто применяет на персональном ПК как лицензионное, так и нелицензионное ПО, равна 37% (в 2007-м было 26%). При этом более половины пользователей отметили, что считают лицензионное ПО гарантией получения техподдержки и обновлений, а также уверенности в стабильной работе программы. Тратить на софт от 300 до 600 руб. в месяц готово 26% частных клиентов. Свыше 3000 руб. могут себе позволить тратить только 2%, столько же не планируют никаких трат в данной сфере.
Примерно 50% корпоративных клиентов, принявших участие в опросе, работают в компаниях с компьютерным парком от 6 до 50 машин. Только 4% опрошенных сообщили о компьютерном парке более чем в 500 ПК. Свыше половины опрошенных корпоративных клиентов сообщили, что ИТ-бюджет компании, связанный с приобретением лицензионного ПО, в той или иной степени сократился (из них 4% — до 0), но при этом 36% сказали, что кризис никак не повлиял на такие затраты. Про увеличение расходов не сообщил никто, но четверть респондентов просто не знали ответа на вопрос об ИТ-бюджете организации. В корпоративном сегменте количество организаций, придерживающихся политики работы с абсолютно легитимным софтом, уменьшилось на 2%, в то же время число предприятий, руководители которых уверены, что на рабочих компьютерах может быть установлена некоторая доля нелицензионного ПО, увеличилось на 4%. Корпоративные пользователи по-прежнему не планируют свои бюджеты на ПО и закупают его по мере необходимости. 56% клиентов сегмента СМБ в IV квартале намерены приобрести антивирусы, операционные системы, утилиты и сервисное ПО. Наименее востребованы программы для анализа и принятия решений.
Опрос показал, что корпоративные пользователи имеют очень слабое представление о новых ИТ-моделях, в том числе о SaaS (“софт как сервис”). Только 13% считают, что имеют четкое представление о подобных сервисах, а 39% лишь что-то слышали о них. Почти половина просто не знают, что это такое. При этом две трети тех, кто знаком с SaaS, не видят реальных преимуществ применения подобных услуг. И лишь 10% респондентов высказали готовность хранить свои корпоративные данные во внешних дата-центрах. Треть опрошенных категорически против такого варианта из соображений безопасности, а более половины даже не задумывались о подобной возможности.