Развитие проектов мобильного WiMAX компаний “Скартел” (Yota) и “Комстар-ОТС”, которые формально стартовали в 2009 году, проходит вполне интересными темпами. Причем — с большой активностью и широким спектром предложений для абонентов. Это и понятно: на развитом и конкурентном рынке мобильного доступа в Интернет в крупных городах страны иначе “отбивать” клиентскую 3G-базу у операторов “большой тройки” и “Скай Линка” не получится. В настоящий момент можно говорить о формировании пары крупных конкурентов и всех остальных игроках, на долю которых приходятся считанные доли процентов в этом сегменте рынка беспроводного ШПД. Попробуем сравнить векторы развития этих двух, в определенной степени чем-то схожих, проектов.
Борьба на разных рынках
Позиционирование основных игроков на рынке мобильного WiMAX различно — во всяком случае, “Скартел” заявляет о том, что оператору интересны только те потребители, которым нужен скоростной ШПД в мобильном варианте. Позиция “Комстар-ОТС” противоположна — здесь WiMAX считают только временной заменой Wi-Fi или ADSL, который также есть у клиента. От этого и определенные различия в операционной политике. В “Скартеле” занимаются активным строительством базовых станций и открытием новых офисов продаж, выходят в новые города присутствия (в коммерческую эксплуатацию запущены сети в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе), а в “Комстар-ОТС” наращивание абонентской базы происходит только внутри МКАД и в основном за счет снижения цен на оборудование и вывод на рынок интересных тарифных планов. Но без расширения покрытия сети — число БС как было равным 173, так и не увеличивается с начала года.
Ключевые преимущества “Скартела” для мобильных абонентов — это, разумеется, безлимитный доступ в Сеть за фиксированную абонентскую плату, а также отсутствие роуминга между городами присутствия. Это представляет собой разительный контраст с сетями операторов мобильной связи, где выезд за пределы “домашнего” региона жестко “карается” ценой. Однако, как свидетельствует статистика, только 2,5% абонентской базы оператора используют подобный сервис в постоянном режиме. Этот процент практически не меняется — цифры были примерно такими в апреле и в ноябре. Кроме того, на стороне оператора широкий модельный ряд оборудования. Судя по данным внутренней статистики компании, на первую неделю июня, когда сеть Yota перешла в коммерческую эксплуатацию, модемы были у 88% новых пользователей, а ноутбуки — только у 3%. На середину октября доля модемов снизилась до 77%, а ноутбуков увеличилась до 16%. Таким образом, вывод на рынок четырех десятков моделей мобильного “железа” дал прирост подключения пользователей ноутбуков более чем в 5 раз.
Мало того — с 1 декабря 2009 г. в ряде сервисных центров Acer и Asus в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе проходит специальная акция, в ходе которой акции модуль Wi-Fi в ноутбуках можно заменить на двухсистемный модуль, позволяющий подключаться к сетям WiMAX/Wi-Fi. Вдобавок, сотрудники сервисных центров производят все необходимые настройки для подключения к сети “Скартела”. Владельцу ноутбука остается только зарегистрироваться и внести абонентскую плату. Правда, стоимость услуги велика — порядка 1,9 тыс. руб., куда дороже, чем стоит обычный USB-модем для мобильного WiMAX.
Еще один тип устройств, полезный корпоративным клиентам — это гибридные маршрутизаторы типа WiMAX/Wi-Fi. Причем, что интересно, их доля в новых подключениях, которая сейчас составляет порядка 5%, не особенно меняется с течением времени: в июне их было 3%. Коммуникатор HTC 4G Max держит небольшую долю от 3 до 7% новых подключений — все-таки это премиальный продукт по высокой стоимости и руководство “Скартела” изначально не рассчитывало на то, что у него будет массовый спрос. Перспектива — выпуск терминала Cosmos c поддержкой мобильного VoIP.
Ситуация с “железом” у “Комстар-ОТС”, гораздо скромнее — в продаже есть только один мобильный модем, цена которого, правда, упала до 490 руб. Но переставлять модули для “своего” мобильного WiMAX в компьютерах в компании пока не готовы. Как и выпускать на рынок дополнительное “железо” — в начале 2010 года ожидается только недорогой нетбук, а о маршрутизаторах даже речи не идет.
Однако, в части разнообразия тарифных планов и охвата ими различных аудиторий “Комстар-ОТС” полностью обходит “Скартел” с “сухим счетом”. У сети Yota есть только два ТП — либо “безлимитка” на месяц, либо один день работы за 50 руб. в сутки: по сути массовое предложение без сегментации целевой аудитории. Это, разумеется, дает возможность пользователя не путаться в различных ТП, но исключает работу с теми абонентами, которым связь по WiMAX нужна время от времени — с т.н. “молчунами”.
У “Комстар-ОТС” подход более системный — принцип тарификации в данном случае достаточно прост: определенное количество трафика за абонентскую плату и тарификация превышения трафика от 15 до 50 копеек за каждый Мб данных. Стоимость этих ТП — от 0 до 700 руб. в месяц для всех абонентов. За эти деньги новые клиенты компании получат 300 Мб, 1 Гб или 10 Гб трафика, а пользователи услуг “Комстар-Директ” (Stream) — примерно на треть больше —450 Мб, 1,5 Гб и 15 Гб трафика. Отметим, что среднее потребление у “Скартела”, чьи абоненты куда как активнее “комстаровских” — примерно 10 Гб в месяц. Самое дорогое предложение у “Комстара” вполне обеспечивает этот объем трафика, да еще и дешевле на 200 руб. Правда, у компании нет внутрисетевого роуминга, поскольку сеть работает только в столице в пределах МКАД.
Кстати, недавно введен новый ТП для “двойных абонентов” — тех, кто использует доступ по ADSL и WiMAX. Самое свежее предложение такого рода — ТП “WiMAX-СТРИМ” без абонентской платы, он включает в себя 1 Гб бесплатного входящего интернет-трафика ежемесячно в первых 180 календарных дней контракта. Стоимость 1 Мб трафика в случае превышения установленного лимита в 1 Гб составляет 0,3 руб. Кроме того, WiMAX-модемы можно теперь приобретать без заключения контракта — таким образом, несколько “железок” могут работать в рамках одного лицевого счета абонента.
Вялый интерес
Если посмотреть на рынок мобильного WiMAX с точки зрения участвующих компаний, то можно сделать вывод, что кроме вышеуказанных операторов им никто серьезно и не интересуется. Во всяком случае, все новые WiMAX-проекты, появляющиеся на российской телекоммуникационной карте, можно рассматривать только как стартапы, эффективность которых под большим вопросом. Максимальный охват, которых возможен при текущих условиях их развития и финансирования, — это работа в одном-двух соседствующих федеральных округах. Но и такую локальную задачу могут “потянуть” далеко не все. К примеру, после неоднократных неудачных стартов развитие той же “Суммы Телеком” имеет как минимум призрачные перспективы. Весьма ограниченное будущее имеет WiMAX-проект регионального оператора связи “ВайнахТелеком”, базирующегося в Чеченской республике. Несмотря на кредит от Сбербанка России размером в 1,6 млрд. руб. на строительство беспроводной широкополосной сети доступа в Интернет, у компании пока даже нет частот для оказания услуг корпоративным и частным абонентам. Да и проект концерна “Созвездие” по инсталляции в Воронеже 6—8 базовых станций для мобильного WiMAX, оказывается, будет лишь пилотным — ни о каком коммерческом режиме эксплуатации речи не идет.
В целом, локальные проекты, монобрендовые операторы связи, развивающие мобильный WiMAX как одну доминирующую технологию связи для своих клиентов по какой-то странной причине в России не приживаются. Судите сами. Вот проект, который формально должен был стартовать в сентябре этого года, — Freshtel. Позиция руководства компании вполне разумна — строить свои сети в регионах, где плохо представлены услуги операторов проводного ШПД с упором на Центральный и Южный федеральный округа. Определенный задел у компании в аналогичном бизнесе есть на Украине, но об успехах в России пока ничего не известно. Во всяком случае старт перенесен на начало 2010 года. И случится ли он — непонятно.
Весьма незаметно ведет себя и региональный оператор Wite, который должен был получить инвестиции в размере 25 млн. долл. на развитие сети мобильного WiMAX. “Топтание на месте” у оператора продолжается с 2007 года, когда для первой сети Wite в Рязани было поставлено, смонтировано и запущено всего-то семь базовых станций производства Siemens. Пока что наполеоновские планы “построить и запустить сети еще в 25 городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек в шести федеральных округах” на оборудовании Huawei остаются на бумаге.
Тишина витает и над планами, а также текущей операционной деятельностью бренда Trivon компании Virgin: заявив год назад о желании строить мобильный WiMAX в ряде регионов России, оператор практически заморозил свою активность, неспешно монтируя оборудование в Калининграде и Белгороде, но о сроках ввода в эксплуатацию ничего не слышно.
В целом, в 2009 году можно было наблюдать появление и других операторов, работающих по технологии мобильного WiMAX. Их амбиции временами потрясают воображение — от обещаний стать как минимум лидерами в сегменте мобильного ШПД, набрать абонентскую базу в сотни тысяч пользователей нет отбоя, но успехи даже на первом этапе, когда от компаний ждут активного строительства сетей, выхода в регионы, крайне скромны. Осторожное ожидание начала года того, что рынок мобильного ШПД по технологии мобильного WiMAX в России будет поделен исключительно между 2—3 основными игроками, переросло в уверенность.