Компания Inmarsat создана в конце 1970-х годов прошлого века с целью удовлетворения потребностей мирового сообщества в спутниковой связи на морских судах и безопасности мореплавания. В настоящее время она управляет глобальной спутниковой группировкой, которая используется независимыми сервис-провайдерами для предоставления телекоммуникационных услуг пользователям, находящимся в движении или в районах с отсутствием традиционных видов связи. О сегодняшнем дне этой организации, обслуживающей правительственные структуры, частных пользователей, объекты наземной, морской и авиационной подвижных служб, глава компании (Chief Operating Officer) Перри Мелтон рассказал в интервью научному редактору PC Week/RE Петру Чачину.
PC Week: Не могли бы вы рассказать об истории и нынешнем дне компании Inmarsat?
Перри Мелтон: Наша компания создана в 1979 г. как межгосударственная организация с центральным офисом в Лондоне. После приватизации в 1999 г. мы стали акционерным обществом и сейчас входим в ТОР100 FTSE. Компания управляет группировкой из 11 геостационарных телекоммуникационных спутников, которая обеспечивает покрытие большей части поверхности Земного шара. У нас на орбите находятся космические аппараты двух поколений, в том числе три спутника IV поколения. Они используются для предоставления услуг подвижной спутниковой связи и навигации на море, на суше и в воздухе. Мы инвестируем в разработку спутников связи, наземного и бортового оборудования. Так, мы инвестировали 1,5 млрд. долл. на создание сети BGAN (BroadBand Global Area Network — новый стандарт широкополосной спутниковой связи, обеспечивающий передачу голосового трафика и данных на базе протокола IP) и запуск трех спутников связи. Проект стартовал в 2000 г., и в 2005-м мы запустили первый спутник. Потом было выведено на орбиту еще два спутника.
Недавно разработан авиационный вариант стандарта Inmarsat BGAN, который называется SwiftBroadband, и выведена на рынок соответствующая техника. Так, самолетная станция Aero-SB Lite, обеспечивающая широкополосный канал передачи данных, позволяет на борту создавать локальную сеть, объединяющую нескольких пользователей, подключать внешние устройства, телефонное оборудование, средства защиты информации, технику видеоконференцсвязи и т. д.
PC Week: Кто сегодня является пользователем услуг Inmarsat и какие виды сервисов вы предоставляете?
П. М.: В числе наших клиентов — государственные службы и корпоративные структуры, а также пользователи, которые живут в отдаленных районах или путешествуют по всему миру. Более 50% наших клиентов — морские предприятия и организации. В их числе US Navy и NATO, морские предприятия других стран. В России — крупные морские перевозчики и корабли ВМФ. На воздушном транспорте глобальные авиакомпании используют Inmarsat для служб безопасности и доступа в Интернет. В 2008 г. мы смогли предложить широкополосное решение для авиации. Оно позволяет British Airways, Ryanair (всего 40 авиакомпаний) использовать GSM на борту.
Услугами Inmarsat давно пользуются мировые информационные агентства и телерадиовещательные компании (включая CNN, BBC), государственные службы (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ), международные газовые и нефтяные корпорации (включая Shell, British Petroleum, “Газпром”).
PC Week: Какое место занимает Inmarsat на мировом рынке спутниковой связи?
П. М.: Хочу подчеркнуть, что Inmarsat концентрируется на мобильных решениях спутниковой связи для тех районов мира, где отсутствует инфраструктура и другие средства коммуникации. Большинство других операторов ориентировано на стационарную спутниковую связь, передачу телевизионных каналов и телефонного трафика. Поэтому Intelsat и Eutelsat — это не мобильные операторы. Inmarsat же специализируется на подвижной связи для правительственного и корпоративного секторов.
PC Week: Inmarsat ассоциируется в первую очередь с морским транспортом, а как используются ваши оборудование и сервисы в авиационном и наземном транспорте?
П. М.: Оборудование Inmarsat сертифицировано в Международной организации гражданской авиации ICAO, и более 80% самолетов имеет его на борту. Например, недавно произошла катастрофа над Атлантикой с авиалайнером компании Air France. Связь самолета с наземными службами осуществлялась через систему Inmarsat, и мы до последней секунды полета могли автоматически получать все данные с борта.
Что касается наземного транспорта, то роль Inmarsat здесь постоянно растет. Например, сейчас мы реализуем крупный проект с российскими железными дорогами. В целом я могу привести статистику по доле различных подвижных служб в обороте нашей компании: 54% приходится на морской транспорт, 23% на наземный, 12% на авиационный и 11% на арендованные каналы.
PC Week: Советский Союз был одним из крупнейших пользователей Inmarsat, в стране были построены береговые центры системы в городах Одессе и Находке, выпускалась судовая аппаратура стандарта-А Inmarsat. Как сейчас выглядит российский сегмент Inmarsat?
П. М.: Россия уже 30 лет участвует в работе Inmarsat. Все эти годы единственным партнером, единственным дистрибьютором компании в вашей стране является “Морсвязьспутник”. В настоящее время — это Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). Российская доля в акционерном капитале Inmarsat составляет около 3%. Это шестое место в списке участников. По объему трафика ваша страна занимает третье место.
Исторически было две формы участия — на уровне Минморфлота СССР в Межправительственной организации и на уровне “Морсвязьспутника” в эксплуатации системы связи. Тогда в Советском Союзе было построено две наземные станции в Находке и Одессе. С распадом СССР последняя из них отошла к Украине.
В постсоветский период станция в Находке продолжила свою работу в оперативном управлении “Морсвязьспутника”, в 2004 г. была проведена её модернизация в соответствии с современными требованиями за счет собственных ресурсов ФГУП. В настоящее время в России функционирует и вторая береговая станция спутниковой связи системы Inmarsat в Клинском районе Подмосковья.
PC Week: Сотрудничаете ли вы с российскими предприятиями по новым разработкам?
П. М.: Да, участие России не ограничивается эксплуатацией существующей системы. Телекоммуникационные спутники Inmarsat последнего поколения создавались европейским консорциумом EADS в содружестве с рядом российских компаний, в частности использовались двигатели предприятия “Энергомаш”. Третий наш спутник в 2008 г. был запущен российской ракетой “Протон” с разгонным блоком “Бриз-М” с космодрома Байконур. Эта уникальная разработка является самым тяжелым коммерческим спутником связи. Его общая масса на орбите составляет 5940 кг.
На проходящей в ноябре в Москве транспортной выставке представлена станция спутниковой связи Explorer-250, которая обеспечивает голосовой канал квази-ISDN и широкополосный канал со скоростью до 300 кбит/с. Аппаратура снабжена ГЛОНАСС/GPS-приемником и системой обогрева, позволяющей работать при температурах до -50 ºС. Она создавалась фирмой T&T при участии российских предприятий и может быть использована для оборудования поездов.
Сейчас набирает обороты проект для железных дорог по созданию системы безопасности для пассажирских поездов. РЖД уже закупило 500 терминалов в этом году, на следующий год запланированы те же объемы. Он может стать крупнейшим в мире по масштабам применения спутниковой связи и навигации на железнодорожном транспорте. В нем используется стандарт BGAN. Предполагается подписание соглашения с фирмой T&T о производстве её оборудования в России.
PC Week: Что нового может быть предложено в ближайшем будущем российским пользователям?
П. М.: Самое важное — мы запустили в РФ широкополосный доступ по стандарту BGAN, особенно интересен масштабный проект для железных дорог. Фирма “Морсвязьспутник” входит в ТОР10 глобальных дистрибьюторов Inmarsat, а в российском сегменте сейчас участвует свыше 30 тыс. абонентов, по большей части корпоративных пользователей. Надеюсь, в ближайшее время число российских клиентов значительно вырастет, поскольку 2010-й год будет годом внедрения персональной спутниковой связи.
Нами разработан малогабаритный терминал IsatPhone — двухстандартный мобильный телефон, обеспечивающий связь в системах Inmarsat и GSM900. Он обеспечивает потребителю голосовой канал связи, речевую почту, переадресацию вызова, конференц-связь с участием до пяти сторон и передачу текстовых сообщений объемом до 160 символов.
Компактный и недорогой мобильный спутниковый телефон пригоден как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц, которые совершают поездки или работают в районах, где местные сети ненадежны или отсутствуют. Таким образом, в нашем портфеле будет самый широкий спектр предложений — от персональной связи до широкополосных решений.
PC Week: Спасибо за беседу.