Одно из новшеств Windows 7 — реализация в этой ОС в штатном варианте (в редакциях “Домашняя расширенная”, “Профессиональная” и “Максимальная”) функции Multi-touch, когда интерфейсом можно управлять движениями рук и пальцев. Данная технология позволяет отслеживать одновременно несколько точек нажатия на сенсорном экране или устройстве планшетного ввода. Например, сближая пальцы рук, вы уменьшаете картинку на дисплее, а раздвигая — увеличиваете. Кроме того, с помощью Multi-touch с устройством ввода могут работать сразу несколько пользователей.
Википедия говорит, что разработка технологии Multi-touch началась в Торонтском университете (Канада) еще в 1982-м, но только сейчас она выходит на уровень массового рынка. Одной из первых ее стала использовать Apple, в своих устройствах ее поддерживают HP, Dell и ряд других компаний. Но именно интеграция в Windows может дать сейчас этой технологии путевку в жизнь. Ведь на самом деле широта ее распространения зависит от наличия приложений, которые используют Multi-touch. Решающее слово тут принадлежит независимым разработчикам ПО.
Впервые с прототипом Mutli-touch могли еще два года назад познакомиться посетители небольшого музея Microsoft в кампусе корпорации в Редмонде (США). Со стороны это выглядело так. На уровне плеч человека висел экран около одного метра по диагонали. На нем было выведено изображение какой-то географической карты, которым вы могли манипулировать двумя руками, держа их на расстоянии 20—30 см от экрана (перемещать и крутить изображение, словно лист бумаги на полированном столе, менять его масштаб, раздвигая и сводя руки). Как все это было реализовано технически, можно было понять, посмотрев за стенд: там были установлены две видеокамеры, которые через прозрачный экран отслеживали движения рук.
А в конце мая 2007-го Microsoft впервые представила новый компьютер на основе как раз этой технологии: в ПК Microsoft Surface ПО реализовано так, что интерфейсом могут управлять сразу несколько человек. По мнению экспертов из самой компании, подобные устройства понадобятся везде, где требуется такая групповая работа с графическими объектами, в первую очередь там, где надо обслуживать клиентов, — в отелях, ресторанах, магазинах и т. д. В исторической справке, сопровождавшей тогда этот проект, говорилось, что окончательное решение о создании нового компьютера было принято в 2003 г., когда Билл Гейтс с инженерами из Microsoft Research обсуждали возможные варианты его практического применения, передвигая листы бумаги по столу IKEA.
На личном примере с Microsoft Surface могли познакомиться спустя полтора года после демонстрации первых прототипов несколько тысяч участников конференции Microsoft Professional Developer Conference (PDC), состоявшейся в октябре прошлого года в Лос-Анджелесе (США).
Главным “кулуарным развлечением” на PDC '2008 (кулуары в городском конгресс-центре огромны) были как раз эти самые Microsoft Surface. Такие “тумбы”-компьютеры (несколько десятков) были расставлены в коридорах и холлах гигантского здания и использовались для интерактивной игры участников в течение всех четырех дней работы конференции. У каждого игрока была магнитная карточка, с помощью которой он проходил авторизацию на компьютере и составлял различные комбинации из разных наборов предметов (на экране-столе). За каждый набор он получал баллы на свой счет. В конце конференции по сумме набранных баллов определялся победитель.
Теперь Multi-touch реализована в Windows. Отметим, что реализовать такой режим управления с помощью нескольких манипуляторов технически очень непросто, особенно для Windows, архитектура которой изначально была ориентирована на использование одной точки ввода.
Но все же Multi-touch — это лишь первый, плоский вариант. А дальше — объемное управление, когда программа отслеживает все движения человека, например, с помощью оптической системы (в домашних условиях с помощью видеокамеры). Именно такую систему взаимодействия пользователя с компьютером Microsoft реализует в рамках проекта Natal для своей игровой приставки Xbox 360. Она позволяет отслеживать движения тела игрока и в реальном времени управлять движениями персонажей.
Впервые Natal была представлена на ежегодной выставке Electronic Entertainment Expo (Е3) в июне 2009-го в Лос-Анджелесе. В технической реализации устройство состоит из микрофона, видеокамеры и датчика удаленности; оно сможет заменять традиционный контроллер Xbox 360. Понятно, что для использования возможностей Natal нужно переписывать все существующие игры. На E3 принципы работы этой технологии были показаны на примере игры Burnout Paradise, а на игровой выставке в Токио в сентябре эти средства можно было увидеть с помощью Space Invaders Extreme и Beautiful Katamari. Из планов разработчиков игр по состоянию на ноябрь известно, что поддержку Natal получит третья часть сериала Fable, представители компании Sega пообещали анонсировать игры с использованием этой технологии в начале будущего года. Сама же Microsoft обещает, что поставки системы Natal начнутся в ноябре 2010-го, причем на рынке появится сразу пять миллионов устройств (называется ориентировочная цена от 50 до 80 долл.). Одновременно с ними в продажу поступят сразу полтора десятка соответствующих игр.
Отметим, что в реализации этого трехмерного управления (как и Multi-touch) Microsoft не является первопроходцем. Уже сейчас на рынке есть аналогичная система для Nintendo Wii, но эксперты считают, что Natal превзойдет ее по возможностям. Впрочем, будущей весной и Sony намерена выпустить аналогичный контроллер Sony Computer Entertainment для PlayStation 3, отслеживающий собственное положение в пространстве.
Нет особых сомнений, что спустя некоторое время возможности Natal будут реализованы и в виде штатной функции Windows. Может быть, уже в следующей версии после Windows 7.