Рост таких важных сегментов телекоммуникационного рынка РФ, как OSS/BSS (Operations Support Systems/Business Support Systems) и биллинг, продолжается. Об этом свидетельствуют результаты ИТ-форума BOSS ’2009 (Billing and OSS Telecom Forum ’2009), проведенного в Москве в конце ноября.
В кризис темпы развития данного сектора замедлились, но рост продолжается, отметили участники конференции. Цифровые оценки сектора привела Юлия Матюхина, менеджер Amdocs по маркетингу и PR в России и странах СНГ. “По сегменту OSS ожидается увеличение объемов внедрения с 553 млн. долл. в 2008 г. до 610 млн. в 2009-м; по сегменту биллинга предполагается рост с 700 до 750 млн. долл., — сказала она. — Этот прогноз касается суммарного рынка четырех ведущих стран СНГ: России, Украины, Казахстана, Белоруссии”.
Такая оценка вполне вписывается в ранее сделанный прогноз агентства OSS Observer, в соответствии с которым объем мирового рынка OSS вырастет с 13 млрд. долл. в 2005-м до 18,7 млрд. долл. в 2010 г., причем наиболее высокие темпы роста ожидаются в регионе ЕМЕА — соответственно с 4,6 до 6,9 млрд. долл.
В начале 2009 г. компания Iksmedia отмечала четыре тенденции развития OSS/BSS: в ближайшие два года продолжится консолидация OSS-рынка, в том числе и в России; начнется движение в сторону развития интеграционного бизнеса с акцентом на рост сервисно-ориентированных направлений бизнеса; операторы будут приобретать подсистемы, обеспечивающие сокращение недополученной прибыли и OPEX; продолжится сосуществование промышленных систем и уникальных самописных разработок. Нашли ли отражение эти направления в докладах форума? Да, нашли. Но выявилось и кое-что новое в реализации OSS/BSS.
Например, в нескольких выступлениях прозвучал тезис о необходимости единого продуктового каталога для операторов связи. Леонид Бельский, руководитель подразделения телекоммуникационных проектов Global Business Services компании IBM EE/A, насчитал до восьми систем управления информацией в современной компании (биллинг, CRM и т. д.). На этом фоне весьма важно объединить все сведения о продуктах и услугах предприятия. Единый каталог способствует формированию общего взгляда на продукты и позволяет сократить время на внедрение новых услуг. ГU-н Бельский развенчал один из распространенных мифов о том, что эффект от внедрения единого продуктового каталога сложно оценить. Он привел пример австралийского оператора Telstra, который только за счет этого действия сумел сократить свои расходы на 5 млн. долл. и получить дополнительные доходы в 18 млн. долл.
Разработки IBM применяются не только на зарубежных рынках. В России компания “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) столкнулась с необходимостью автоматизации работ по формированию тарифного портфеля. По оценке Александра Мальцева из коммерческого департамента корпоративного центра МТС, общее количество используемых тарифных планов (ТП) в московском регионе в массовом сегменте насчитывает около 260 тарифов, в кооперативном — около сорока. Общее количество используемых ТП в России приближается в массовом сегменте к 10 тыс., в корпоративном — к 1 тыс. Понятно, что ручная настройка и менеджмент тарифного портфеля с каждым годом становится все сложнее.
Тарифный план — основной продукт оператора, поскольку абоненты покупают услуги связи “в упаковке” ТП (сами по себе услуги в виде опций и пакетов пока продаются плохо). При этом велика цена неверного решения: скажем, ежемесячная выручка по тарифу “Подружки” в 16 раз ниже, чем по ТП “Супер-первый” при сравнимых затратах на продвижение.
Тариф — самый сложный продукт на потребительском рынке, считают операторы. Он требует сложной аналитики, учета множества факторов. И для того, чтобы создать единую базу тарифов, точно рассчитать бизнес-кейсы, повысить скорость прохождения компании от идеи до внедрения, необходима автоматизация управления тарифами. Например, переход к автоматизированной системе тарифного моделирования (АСТМ), которая позволяет производить ранее невозможные детальные расчеты.
В МТС реализован маркетинговый проект, который назывался “Разработка требований и целевой методологии тарифного анализа” и завершился в июне 2008 г. Он был выполнен подрядчиком IBM Global Business Services и проводился в течение семи недель. За это время собраны бизнес-требования к новой тарифной методологии, протестирован программный продукт на данных МТС, подготовлена архитектура технической концепции АСТМ. В результате подтверждена реализуемость АСТМ в МТС и подготовлен план внедрения решения.
В соответствии с девизом BOSS ’2009 “От теории к практике” в большинстве докладов прозвучали реальные оценки результатов внедрения тех или иных решений, их достоинств и недостатков. Правда, по большей части это были не количественные, а пока ещё качественные оценки. Алексей Строгов, руководитель проектов в компании Siemens, остановился на опыте эксплуатации OSS Ironman, которая обеспечивает функции Inventory & Service Provisioning. В свое время данная система разрабатывалась для Deutsche Telekom, позднее была применена во France Telecom, а совсем недавно внедрена в компании “Северо-Западный Телеком” (СЗТ) в России. Она успешно интегрирована с биллингом и CRM. С помощью этого решения предоставляются услуги Triple Play, а его внедрение рассматривается как форма плавного перехода к новому поколению OSS (NGOSS). Сегодня на Ironman лежит задача обслуживания в СЗТ свыше 300 АТС, более миллиона единиц оборудования и 2,5 млн. абонентов. “Мы позиционируем себя [имеется в виду Ironman. — Прим. ред.] главным образом как Inventory и создаем необходимый коннект вовне, — сказал Алексей Строгов. — Инвентаризация является главным процессом для оператора, и пока он не поймет, чтó у него стоит в сети и что лежит в земле, он не сможет успешно развиваться”.
Действительно, Inventory Management наряду с Fault Management & Trouble Ticketing (регистрация неисправностей и управление ими), Performance Management (управление техническими характеристиками) и Fraud Management (управление борьбой с мошенничеством) относится к числу наиболее востребованных на российском рынке систем OSS. Что касается Fault Management (FM), то некоторое представление о возможностях данных систем было представлено в докладе Михаила Кузьмина, руководителя направления NGOSS/SDIA компании Hewlett-Packard. На практическом опыте внедрения FM получены такие результаты: снижение числа аварий (70—95%); снижение показателя среднего времени восстановления работоспособности Mean Time To Repair — MTTR (40—50%); автоматическое определение причин деградации сервиса (60—80%); появление дополнительной статистики и отчетности операторского и управленческого уровней. Итак, FM уже сейчас обеспечивает эффективное управление авариями. Что дальше? Далее, по мнению г-на Кузьмина, может следовать визуализация состояния сети (для абонентов, абонентской службы и службы эксплуатации) и интеграция Fault и Service Management.
А вот как описывает результаты оптимизации процессов эксплуатации в хабаровском филиале компании “Дальсвязь” Виталий Рыбак, технический директор филиала. Для этого была выбрана система Netrac TTI компании TTI Telecom. В ее пользу говорили такие достоинства разработки, как модульность системы, поддержка оборудования практически всех производителей, наличие специализированного ПО для разработки драйверов, присутствие модуля учета логических ресурсов телекоммуникационной сети, возможность интеграции с внешними ИС. В результате внедрения OSS появился дистанционный контроль работоспособности сети передачи данных и вторичной телефонной сети; отмечается сокращение времени реакции на аварии, приводящие к ограничению предоставления сервисов для клиентов; зафиксировано повышение операционной эффективности за счет сокращения затрат на аварийно-восстановительные работы; проведена оптимизация организационной структуры путем исключения промежуточных звеньев управления.
А крупная операторская компания “ТрансТелеКом” (ТТК) при решении задач автоматизации процессов продаж и имплементации заказов на услуги связи, а также в целях реализации ИТ-поддержки основных технологических цепочек (продажи — тарификация — выставление счетов — прием платежей) решила опереться на продукты фирмы Oracle.
Как сообщил Леонид Иванов, руководитель департамента информационных технологий ТТК, для обработки планируемых объемов данных было выбрано наиболее мощное решение в этом сегменте. Оно включает такие составные части, как предбиллинг (Comptel EventLink), тарификация и биллинг (Oracle Communications Billing & Revenue Management v7.3), CRM (Oracle Siebel CRM v7.8), интеграция (TIBCO BusinessWorks v5.3) и СУБД (Oracle RDBMS 10g).
При инсталляции, как обычно, не обошлось без проблем: в нашей стране нашлось мало специалистов с опытом работы по таким решениям, отсутствовала российская локализация на момент внедрения, недостаточной оказалась глубина проработки бизнес-процессов и слишком значительны затраты на начальном этапе. При этом г-н Иванов выразил удовлетворение гибкостью и надежностью выбранного решения. Система постоянно развивается, сегодня ставятся дальнейшие задачи: развитие автоматизированной системы расчетов, интеграция с электронными платежными системами, выход ТТК на розничный рынок услуг широкополосного доступа, внедрение интеллектуальной платформы, объединение магистрального и розничного биллингов. Причем выбранное решение и сейчас дает широкие возможности по автоматизации новых услуг.
Это были лишь некоторые из представленных докладов. Но, оценивая результаты форума BOSS ’2009, следует отметить, что за последние пять лет на российском телекоммуникационном рынке произошли серьезные изменения, связанные с переходом от пробных проектов к широкомасштабным внедрениям OSS и современных систем биллинга. Даже в условиях кризиса этот сегмент рынка продолжает устойчиво развиваться, и сегодня проекты OSS/BSS стоимостью в десятки миллионов долларов стали уже нормой для российских операторов связи. Сейчас здесь имеет место переход от фрагментарной автоматизации операционных и бизнес-процессов к комплексным решениям. При этом лидирующие отечественные компании накопили достаточно большой практический опыт, которым они уже с успехом могут делиться с другими участниками рынка. Возможно, это позволит молодым предприятиям избежать некоторых ошибок на новом витке развития и поможет выбрать верные решения.