Складывается впечатление, что кризис только подогрел активность главных конкурентов Microsoft в сегменте интернет-браузеров. И как следствие за последний год доля Internet Explorer, по данным ресурса StatCounter Global Stats, снизилась с 68,14% в ноябре 2008-го до 57,5% к началу декабря 2009-го. Между тем атака на позиции IE продолжается. Совсем недавно в широком доступе появились бета-версии новейших браузеров Google Chrome 4.0 и Mozilla Firefox 3.6. А 23 ноября свою новую десктопную версию Opera 10.10 выпустила на рынок норвежская компания Opera Software. Вслед за этим главный исполнительный директор компании Йон Течнер посетил Россию. С ним беседует 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.
PC Week: В чем цель вашего нынешнего визита?
Йон Течнер: До этого я был в России довольно давно — четыре года назад. Приезжал, чтобы выяснить, почему Opera так популярна у российских пользователей. С тех пор число приверженцев наших продуктов здесь только увеличилось, и сейчас у меня для них хорошая новость. Мы только что анонсировали новую версию Opera для персональных компьютеров со встроенным функционалом Opera Unite. Мы считаем, что это революционная технология. Вот потому-то я и здесь. У меня запланированы встречи с журналистами и конечными пользователями в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
PC Week: Слоган вашей компании — “Лучший Интернет на любом устройстве”. А что в вашем понимании означает “лучший Интернет”?
Й. Т.: Конечно, все это очень субъективно. Но мы видим свою задачу в том, чтобы адаптировать Интернет к пользователям и различным устройствам в нынешних реальных условиях. Нередко разработчики пишут ПО в расчете на новое поколение компьютеров и широкополосные сети. Это не наш подход. Ведь сегодня в эксплуатации находится много устаревших компьютеров, и далеко не всегда в распоряжении пользователя есть быстрый канал доступа в Сеть. Кроме того, у него может быть несколько разных устройств, потенциально пригодных для выхода в Интернет, и тогда ему хорошо бы иметь браузер для каждого устройства. Эти проблемы мы и стараемся решить. В частности, сжимаем контент, чтобы ускорить его загрузку по медленным сетям, и думаем о том, как различные коммуникационные средства превратить в удобные интернет-устройства. Так, скажем, родился мобильный браузер Opera Mini. Работу над ним мы начали десять лет назад, когда об этом никто и не помышлял, а сегодня у него огромное количество пользователей.
PC Week: За последний год большинство компаний потеряло в обороте, а у Opera Software все три завершившихся квартала оказались лучше, чем в 2008-м. Тем не менее итогами III квартала компания разочарована. Почему?
Й. Т.: В 2008 г. оборот нашей компании увеличился на 58%. И в 2009-м мы продолжали расти. Нас даже спрашивали, неужели кризис никак не влияет на наш бизнес. К сожалению, это не так. Конечно, влияет. Можно выделить два основных фактора такого влияния. Первый — это изменение курсов валют. Мы норвежская компания и все расчеты ведем в норвежских кронах. Курс кроны за последний год значительно повысился, и соответственно снизились финансовые показатели Opera Software. Второй фактор заключается в сокращении доходов от партнерства с OEM-производителями мобильных устройств (смартфонов, мобильных телефонов), которым мы предоставляем лицензии на Opera Mobile и Opera Mini. Не секрет, что такие производители переживают не лучшие времена и поэтому любыми способами пытаются удешевить свои продукты. Многие находятся на грани выживания. И это, естественно, отразилось на наших финансах.
Но у нас есть и другие источники дохода. Во-первых, мы зарабатываем в рамках партнерства с контент- и сервис-провайдерами, такими как Google, Yahoo!, Yandex, Mail.ru, Ozon и др., а во-вторых, у нас есть модель совместного бизнеса с операторами мобильной связи. Соответствующие соглашения заключены с Vodafone, T-Mobile и многими другими операторами. Для них мы делаем специальные версии Opera Mini, позволяющие продавать больше контента потребителям. Это выгодно и нам, и операторам, и пользователям. Правда, в России эта модель не очень распространена. На данный момент действует соглашение только с “МегаФоном”, но мы ведем переговоры и с другими операторами.
PC Week: А чем версия Opera Mini, которую “МегаФон” предлагает своим абонентам, отличается от той, что можно загрузить с сайта Opera Software?
Й. Т.: В версии для “МегаФона” предусмотрена специальная закладка, через которую можно выйти на сайт оператора и активировать тариф с безлимитным доступом в Интернет. Но главное отличие заключается в том, что этот браузер позволяет идентифицировать пользователя со стороны сервера как абонента “МегаФона” и учесть объем интернет-трафика каждого такого абонента в биллинговой системе оператора для последующих финансовых расчетов.
PC Week: Десятку лидеров по активности использования Opera Mini возглавляют Россия, Индонезия, Индия, Китай, т. е. страны с не очень богатым населением и не самым высоким проникновением Интернета. Чем это объясняется?
Й. Т.: Opera Mini популярен во всем мире, но в разных странах есть свои особенности. В России каждый абонент может загрузить браузер на свой телефон и сразу начать им пользоваться. А, скажем, в США сначала нужно выбрать тарифный план, под который будет продан специальным образом “залоченный” телефон. Поэтому поставки Opera Mini там завязаны на операторов, а не на производителей телефонов или обычный доступ. Сейчас в США этот браузер наиболее распространен на коммуникаторах BlackBerry, которые относятся к классу high-end. А пользователи недорогих телефонов по сути не имеют свободного доступа к приложениям. Но мы ведем переговоры, чтобы расширить круг дистрибьюторов Opera Mini. Ведь сейчас мобильными телефонами по всему миру располагают 4,5 млрд. человек, и потенциально все они, даже не имея компьютера, могут выходить в Интернет, например, с помощью Opera Mini, который к тому же удешевляет трафик. Собственно поэтому продукт так популярен в России. По нашим данным, только за один месяц с сентября по октябрь число пользователей Opera Mini в мире выросло на 11,3% (до 39,6 млн.), а число просмотренных ими веб-страниц — на 14,8%. Столь высокая динамика как раз свидетельствует о том, что людям нужен мобильный Интернет.
PC Week: В распространенном вашей компанией пресс-релизе утверждается также, что за год пользователи Opera Mini экономят в общей сложности порядка 9,4 млрд. долл. Это почти 20 долл. на человека в месяц. Для России такая цифра представляется уж очень большой...
Й. Т.: Чтобы оценить экономию, мы проводили исследование по десяти странам. При этом оценивали тарифные планы у разных операторов, рассчитывали среднюю цену передачи мегабайта данных, объемы трафика. В разных странах эти цифры заметно различаются. Если в США 1 Мб данных обойдется в среднем в 2 долл., то в России — не более чем в 50 центов. Поэтому в США пользователи экономят больше, в России меньше.
PC Week: Ваши продукты ориентированы главным образом на потребителей. Но интернет-технологии сегодня активно используются и в корпоративном сегменте, набирают силу сервисы SaaS и облачные вычисления. Есть ли у вас планы развития в корпоративной среде?
Й. Т.: Мы хотели бы сделать наши решения максимально стандартизированными. Мне кажется, это как раз то, что нужно корпоративным клиентам, ведь компаниям сегодня приходится работать с множеством различных платформ. Там есть старые и новые компьютеры, системы с Windows и Linux, различные мобильные устройства. И всё это мы охватываем своими решениями. Я думаю, что задача обеспечения доступа к корпоративным сервисам и ресурсам с любых имеющихся в распоряжении сотрудников устройств в дальнейшем будет приобретать все большее значение для компаний. Еще один серьезный момент — это безопасность. Если посмотреть статистику ошибок в браузерах на сайте Secunia.com, то напротив Opera зачастую можно увидеть ноль. Это не значит, что в наших продуктах не бывает проблем с безопасностью, но мы стараемся их быстро ликвидировать. Многоплатформенность и безопасность — это то, чем привлекательна Opera для корпоративных клиентов. Но каких-то специальных сервисов или продуктов для данного сегмента мы не планируем, этим занимаются сторонние разработчики.
PC Week: На протяжении всей истории Интернета война браузеров протекала волнообразно, и сейчас мы, похоже, находимся на гребне очередной волны. С чем вы связывается обострение конкуренции в этом сегменте?
Й. Т.: Действительно, интерес к браузерам то возрастал, то утихал. Нынешняя активность связана прежде всего с тем, что сегодня Web стал основной платформой для разработки приложений. Поэтому браузер является стратегически важным продуктом. Для очень многих пользователей компьютеров и мобильных устройств это постоянно и наиболее активно используемый инструмент, а для разработчиков приложений еще и среда, в которой эти приложения исполняются. Вполне естественно, что все хотят контролировать ситуацию в данном сегменте, ведь это сулит вполне очевидные довольно значительные преимущества и перспективы.
PC Week: У вас очень сильные конкуренты — Microsoft, Google... Это компании с многомиллиардным оборотом, и у каждой тоже есть не только десктопные, но и мобильные версии браузеров. Вы уверены, что сможете конкурировать с ними и в дальнейшем?
Й. Т.: В свое время нам говорили, что мы не сможем конкурировать с Netscape, но мы конкурировали. Затем нам говорили, что у нас нет шансов перед Microsoft, но мы и сейчас присутствуем на рынке, и наш бизнес растет. Потому что многие пользователи десктопов и мобильных устройств с Windows Mobile все же предпочитают наш продукт, и для платформы Android мы также подготовили свою версию. Я думаю, что наша конкурентоспособность обусловлена фокусировкой на потребителей и создание хороших продуктов для самых разных платформ, в то время как Microsoft и Google сфокусированы на собственных платформах. При этом, хотя браузер очень важен и для Microsoft, и для Google, основу их бизнеса составляют другие продукты. А мы не собираемся заниматься ничем иным, кроме браузеров, и именно в этой сфере стремимся задавать тон, формируя тенденции, а не следуя за ними. В этом заключается основная стратегия конкуренции с крупными игроками.
PC Week: Многие веб-разработчики для себя предпочитают пользоваться одними браузерами, а в своих разработках вынуждены ориентироваться на Internet Explorer, поскольку им необходимо обеспечить совместимость прежде всего с этим браузером. Как вы считаете, будет ли решена проблема совместимости браузеров?
Й. Т.: Я думаю, что здесь все будет определяться ростом распространенности браузеров, базирующихся на открытых стандартах: Chrome, Firefox, Opera… У разработчиков есть два возможных подхода к созданию приложений и веб-ресурсов. Можно писать код для IE, а затем править его для обеспечения корректной работы с другими браузерами, что, вообще говоря, довольно большая работа, поскольку IE в меньшей степени, чем другие браузеры, опирается на открытые стандарты. Другой путь, на мой взгляд, более предпочтительный — изначально ориентироваться на открытые стандарты и соответственно взять за основу один из поддерживающих эти стандарты браузеров, а потом адаптировать код под IE. Это тем более правильно, что за пределами рынка ПК IE практически отсутствует (разве что в составе Windows Mobile, но им активно не пользуются). Зато везде есть Opera. И если разрабатывать приложения, сайты и контент в расчете на Opera, то ими можно будет воспользоваться даже на игровых и телевизионных приставках с интернет-доступом. Microsoft пока этого добиться не может. Кроме того, нам всем вместе удалось подвигнуть Microsoft к открытым стандартам — каждая последующая версия IE оказывается все ближе к ним.
PC Week: На софтверном рынке отчетливо видно, что крупные корпорации, разрабатывающие платформенное ПО, подминают под себя все новые сегменты рынка, скупая успешно работающие специализированные фирмы. Вы допускаете возможность продажи своей компании?
Й. Т.: Наша компания зарегистрирована на бирже, ее акции свободно продаются, а значит, по определению она может быть куплена. Я являюсь совладельцем компании, но не могу блокировать такую покупку. Всё решают акционеры. Но наша цель не в том, чтобы готовить фирму к продаже, а в том, чтобы разрабатывать хорошие продукты и развивать бизнес компании.
PC Week: И все же предложения о покупке у вас были?
Й. Т.: Да, такие предложения и были, и есть.
PC Week: Спасибо за беседу.