Завершающийся год, и особенно его первая половина, стали для Freescale Semiconductor серьёзным испытанием. Впрочем, как и для всей мировой полупроводниковой отрасли. Тем не менее развитие ситуации во втором полугодии, и в частности, итоги третьего квартала, зафиксировавшие улучшение финансовых показателей компании по всем направлениям деятельности и регионам присутствия, внушают её руководству, по выражению вице-президента по продаже и маркетингу и генерального директора Freescale в регионе EMEA Стива Уэйнрайта, осторожный оптимизм.
Разумеется, компания идёт по пути сокращения операционных издержек и ей удалось в уходящем году снизить операционные расходы на 650 млн. долл. Среди предпринятых антикризисных мер — установление сокращённого рабочего дня, уменьшение размера оплаты труда управленческих кадров, увольнение до 15% сотрудников компании. Кроме того, компания решила уйти с рынка мобильных телефонов, и уже отчасти реализовала это решение, продав некоторую долю соответствующих активов одной из китайских фирм.
В более отдалённых планах Freescale — закрытие производственных мощностей, на которых используются устаревшие технологии, перевод полупроводниковых фабрик на применение 200-мм пластин, повышение эффективности НИОКР (в течение последних трёх лет компания ежегодно инвестировала в научные исследования по 1 млрд. долл.).
Производственную стратегию Freescale Стив Уэйнрайт характеризует как смешанную, подразумевающую использование и собственных промышленных возможностей, и ресурсов сторонних производителей полупроводников. “По нашему мнению, именно такой подход обеспечивает компании максимальную гибкость в условиях необходимости применения различных — порой существенно друг от друга отличающихся — технологий”, — сказал он. В качестве примера продукции, производящейся для Freescale “на стороне”, можно упомянуть 45-нм многоядерные чипы: они выпускаются тайваньской фирмой TSMC.
В соответствии с тенденциями развития полупроводникового рынка Freescale планирует снизить в своём продуктовом портфеле долю изделий, производимых на собственных мощностях, в пользу продукции, передаваемой на аутсорсинг. По словам Стива Уэйнрайта, в настоящее время доли продукции, выпускаемой на собственных мощностях и переданной на аутсорсинг, практически равны, однако в недалёком будущем баланс изменится в сторону увеличения доли аусорсинга (до 70%).
Традиционно важными для компании направлениями деятельности являются поставка продукции производителям автомобилей, телекоммуникационного и сетевого оборудования, промышленных систем. К примеру, 30% оборота Freescale генерируется с помощью продажи продукции, поставляемой на автомобильный рынок.
Совершенствование автомобилей в значительной степени обязано внедрению в их конструкцию разнообразных электронных систем. Доля электроники в стоимости машины в настоящее время достигла примерно 35%, увеличившись за последнее десятилетие более чем в 1,5 раза (в 2000 г. этот показатель составлял 22%). По мнению специалистов, в последующие годы эта доля будет увеличиваться благодаря дальнейшей “интеллектуализации” автомобилей, в частности, за счёт внедрения активных систем безопасности (которые прогнозируют возникновение аварийной ситуации и тем самым способствуют их предотвращению) и систем, способствующих снижению вредных выбросов, а также разного рода телематических и информационно-развлекательных устройств.
На рынке телекоммуникационного оборудования фокус компании приходится на технологии, связанные с созданием и обеспечением работоспособности базовых станций. Основные её продукты — коммуникационные процессоры, в том числе многоядерные, и цифровые обработчики сигналов, а также процессоры для мультимедийных приложений.
В области промышленных применений главные акценты компании приходятся на автоматизацию технологических процессов, интеллектуализацию бытовой техники, разного рода расходомеров (например, счётчиков электроэнергии), банковских и POS-терминалов. Возможности роста данного направления бизнеса Freescale связывает с запросами общества на совершенствование медицинского оборудования и возобновляемых источников энергии.
Относительно новым для компании направлением стала потребительская электроника, в частности сегмент портативных электронных устройств. Чипы семейства i.MX, базирующиеся на ядре ARM, используются, к примеру, в устройствах чтения электронных книг Kindle (которые распространяются через интернет-магазин Amazon) и в ультракомпактных (масса — 409 г) мобильных устройствах — смартбуках, по терминологии Freescale — NetWalker (PC-Z1) японской фирмы Sharp. Однако признавая перспективность данного сегмента, руководители Freescale, как следует из их комментариев, пока не имеют чётко выраженной стратегии в отношении присутствия в нём и, в первую очередь, относительно сотрудничества с работающими здесь OEM-производителями, полагаясь, по-видимому, на естественный ход событий.
В целом, компания связывает главные надежды с развитием рынка встраиваемых, а не мобильных и настольных ПК-систем: по оценкам экспертов, именно первый из упомянутых рынков — в силу гораздо больших масштабов — будет определять в ближайшее время мировой прогресс в области микропроцессоров. Наметившиеся на рынке встраиваемых систем тенденции, в том числе ужесточение требований к экологичности продукции и необходимость обеспечения постоянного доступа различных устройств к глобальной компьютерной сети, дают большие возможности для совершенствования компонентной электронной базы — измерительных датчиков, микроконтроллеров, сопутствующего ПО.
В середине ноября компания Freescale представила долгосрочные планы своей деятельности на российском рынке. Уходящий год оказался достаточно тяжёлым и в отношении российской части её бизнеса. По признанию генерального директора представительства компании в России Андрея Абрамова, в последние годы бизнес Freescale в нашей стране очень бурно развивался, но нынешний кризис привёл к существенному сокращению его объёма. Тем не менее компания не отказывается от намерения активизировать здесь свою работу, в частности в плане расширения партнёрской сети и укрепления позиций на местном рынке полупроводниковых изделий, и не собирается свёртывать свои инвестиционные программы, включая развитие инженерной части российского подразделения Freescale, занятой разработкой микросхем.
В нашей стране компания обозначила для себя три стратегических направления, связанные с промышленной автоматизацией, автомобильной электроникой и телекоммуникационной сферой. По оценке Андрея Абрамова, пока объём сбыта продукции Freescale в России распределяется между этими тремя направлениями примерно в равных долях, однако по мере расширения дистрибуции и клиентской базы вероятнее всего произойдет смещение продаж в сегмент промышленных применений.
Компания заявила о начале активного продвижения в нашей стране двух новых продуктов. Один из них — инструментарий разработчика Tower System. Его основное предназначение — сокращение времени разработки и вывода продукта на рынок за счет ускорения создания прототипа. По утверждению Freescale, Tower System является одним из наиболее дешёвых на сегодня средств разработки.
Инструментарий построен по принципу модульности и расширяемости; основу системы составляет микроконтроллерная плата, которая дополняется различными периферийными модулями, в зависимости от потребностей разработчика. В числе подобных расширителей функциональности компания предлагает, например, модуль визуализации с ЖК-дисплеем, Wi-Fi модуль, модуль памяти. По информации Freescale, периферийные модули расширения стоят примерно 100 долл.
Другой продукт — программные средства MQX, ядром которых является операционная система реального времени, полностью совместимая с 32-разрядными контроллерами Freescale. Хотя, по свидетельству представителей компании, на рынке встраиваемых технологий эта ОС присутствует более 15 лет, о её существовании знает недостаточно широкая аудитория. В настоящее время компания комплектует этой ОС всю свою продукцию, и декларирует её бесплатность для пользователей.
“Причина, по которой мы продолжаем разработку своих программных средств заключается в стремлении обеспечить более высокую производительность нашей продукции за счёт подстройки фирменного ПО под потребности аппаратного обеспечения, например с целью ускорения работы соответствующих программ”, — так пояснил наличие в продуктовом портфеле Freescale собственной ОС Стив Уэйнрайт.