Компания Motorola объявила план деления на две независимые компании, одна из которых будет заниматься сотовыми телефонами и телевизионными приставками, а вторая — корпоративным сетевым оборудованием. Реорганизация должна завершиться в первом квартале 2011 г.
В истории Motorola это уже вторая попытка разделения. Первая была предпринята в октябре 2008-го, но из-за кризиса так и не осуществилась. Правда, в тот раз идея состояла в том, чтобы выделить только телефонное подразделение, а теперь к этому бизнесу решено добавить производство и продажу телевизионных приставок.
Однако причина реорганизации осталась прежней: необходимость улучшить финансовые показатели и позиции на рынке. Дело в том, что в 2009-м финансовом году компания понесла убытки в размере 51 млн. долл. И хотя потери оказались меньше, чем в 2008-м, когда убытки достигли 4,2 млрд. долл., общий оборот сократился на 27% и составил 22 млрд. долл., а продажи мобильных устройств упали еще больше — на 41%. Этим воспользовались конкуренты, такие как Apple, чтобы за счет Motorola нарастить свою долю рынка смартфонов.
Другие направления бизнеса также пострадали: производство телевизионных приставок — из-за спада в экономике, а выпуск оборудования для беспроводных сетей — в связи с консолидацией в рядах операторов связи.
Motorola считает, что разделение позволит поправить дела. По словам Грега Брауна, одного из главных исполнительных директоров компании, каждая независимая структура сможет улучшить позиции на своих рынках, реализовав оптимальную стратегию развития и воспользовавшись возможностями для роста бизнеса. После реорганизации Браун возглавит компанию по производству сетевого оборудования. Руководителем другой фирмы станет второй главный исполнительный директор Санджай Джа.
Обе новые компании будут использовать бренд Motorola, однако принадлежать он будет той, которая займется сотовыми телефонами и приставками, а вторая структура получит на него права по бесплатной лицензии, она же возьмет на себя обязательства по нынешним долгам Motorola. Остальные организационные подробности и названия новых фирм будут объявлены позднее.
По мнению Санджая Джа, объединение подразделений мобильных телефонов и телевизионных приставок — удачная идея, потому что позволит воспользоваться растущим потребительским спросом на конвергированные устройства, обеспечивающие доступ к телевидению, телефонной связи и Интернету, и выделиться на фоне конкурентов. Уже в нынешнем году Motorola собирается выпустить 20 новых моделей телефонов. Однако некоторые аналитики сомневаются в том, что такое объединение направлений будет успешным, так как вряд ли удастся добиться синергетического эффекта.
Тем не менее и наблюдатели, и инвесторы положительно оценивают данный шаг Motorola. После объявления о разделении курс ее акций вырос более чем на 5%. Аналитики связывают это с тем, что появилась наконец ясность в планах компании, и выражают надежду, что новые подразделения смогут повысить эффективность операционной деятельности и сфокусироваться каждое на своем направлении бизнеса.