В любом минусе всегда имеются определенные плюсы. Так, например, нынешняя непростая экономическая ситуация благотворно повлияла на некоторые сегменты ИТ-рынка. В частности, вице-президент группы компаний Verysell Христо Каракашев в недавнем интервью нашему еженедельнику отмечал, что в кризис “резко увеличился спрос на системы хранения данных, оборудование для ЦОДов и различное прикладное ПО, связанное с хранением данных”. В том числе, как сообщил директор департамента ПО Verysell Дмитрий Елин, увеличился спрос на специализированное программное обеспечение для резервного копирования данных. Одна из причин роста этого спроса — кризис, во время которого некоторые уволенные сотрудники норовят “хлопнуть дверью” и порушить целостность тех корпоративных данных, к которым они имеют доступ.
Стремясь прояснить текущую ситуацию с резервным копированием корпоративных данных, наше издание в декабре 2009 г. — январе 2010-го провело соответствующий онлайн-опрос. Его итоги мы и предлагаем вашему вниманию.
Основная масса наших респондентов (76,1%) работает в организациях, насчитывающих от 5 до 500 автоматизированных рабочих мест. В то же время среди участников опроса представлены предприятия, насчитывающие свыше 500 (15,7%) и менее пяти (8,2%) автоматизированных рабочих мест.
Итоги данного опроса показывают (см. диаграмму 1), что около 40% его участников работают в компаниях, не имеющих планов восстановления бизнеса в случае аварий или природных катаклизмов. А ещё 10% респондентов о существовании таких планов не знают. Это не очень радостный итог: он лишний раз иллюстрирует справедливость старинной русской пословицы “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. Впрочем, не исключено, что на итоги в немалой степени повлиял “классовый состав” опрошенных. Ведь можно предположить, что чем серьезнее бизнес компании, тем более внимательно в ней относятся к планам восстановления этого бизнеса в случае аварий или природных катаклизмов.
В связи с этим представляет интерес распределение ответов на вопрос “Сколько времени вам потребуется на восстановление бизнеса в случае утраты критически важных данных?” (см. диаграмму 2). Почти половина наших респондентов уверена, что на это потребуется лишь несколько часов, более четверти считают, что сей процесс займет несколько дней, 5% оценивают этот срок в неделю, и лишь 0,6% — в месяц. Казалось бы, прогнозы весьма оптимистичные. Но есть здесь и своего рода “ложка дегтя”: 17,6% респондентов отмечают невозможность указания каких-либо определенных оценок времени восстановления бизнеса в случае утраты критически важных данных. Разумеется, в нашем случае речь идет не о безвозвратной утрате таких данных, а лишь о временной их недоступности.
Из итогов нашего опроса также следует (см. диаграмму 3), что резервное копирование критически важных для бизнеса данных не осуществляется всего в 2,5% компаний. Что, конечно, не может не радовать. Огорчает лишь то, что в 37,1% случаев это копирование производится нерегулярно. В то же время в 57,2% случаев оно выполняется с заданной периодичностью для каждого типа данных.
Несколько неожиданным итогом нашего опроса (см. диаграмму 4) оказался тот факт, что специализированное проприетарное (коммерческое) ПО используется в столь важном процессе не так часто, как мы предполагали. Такого рода ПО при резервном копировании данных используют лишь 22,3% компаний. В то же время бесплатные программы применяют почти вдвое чаще. Неожиданно высокой (29,3%) оказалась и доля предприятий, в которых данные копируются вручную — то есть без использования специализированного ПО. Похоже, компаниям, разрабатывающим и продвигающим ПО этого класса, есть над чем задуматься: либо их ПО не обладает привлекательной функциональностью, либо оно стоит слишком дорого. Впрочем, не исключено и то, что о существовании такого ПО многие предприятия-пользователи просто не осведомлены.
Интересно отметить, что к резервным копиям данных их владельцы относятся очень трепетно. В нашем опросе среди вариантов ответа на вопрос “Где ваша организация хранит резервные копии критически важных для бизнеса данных?” (на него можно было дать несколько ответов) был и такой: “В системе хранения партнерской компании”. Так вот, этот вариант ответа не выбрал ни один из наших респондентов!