Несмотря на то, что в новостных лентах прошла информация о том, что РЖД “запустила для пассажиров поездов дальнего следования новую услугу по регистрации без оформления традиционного бумажного проездного документа”, все гораздо прозаичнее. Речь идет только о расширении списка поездов, где возможна электронная регистрация — если летом 2009 года это было возможно на восьми поездах РЖД, курсирующих по направлениям Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород, Москва — Казань, то сейчас это число увеличилось минимум в двадцать раз (под электронную регистрацию подпадают пассажиры поездов с 001 по 199 нумерации). Преимущественно на тех же направлениях.
Пройти регистрацию можно только на официальном сайте РЖД в “Личном кабинете” — в этом система ничем не отличается от аналогичной услуги тех же авиакомпаний. Правда, такой вариант оформления доступен только для поездок внутри страны — не попадают под электронную регистрацию поезда, следующие транзитом по участкам железных дорог государств СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и поездов сторонних перевозчиков. Кроме того, воспользоваться такой регистрацией можно не позднее 1 часа до отправления перечисленных поездов с указанных станций. А вот это ограничение связано с тем, что, как и летом, воспользоваться этой услугой можно только на конечных станциях. Дело в том, что в решении РЖД до сих пор нет всеохватного оснащения проводников терминалами считывания данных, без которых невозможно подтвердить наличие электронного билета при посадке пассажира в поезд. Так что пока электронная регистрация для пассажира представлена в виде распечатки его персональных данных, которые раздаются проводникам перед отправлением поезда — отсюда и ограничение в час. Полноценно оснащены терминалами сбора данных только поездные бригады “Сапсанов”, но и там электронная регистрация на промежуточных станциях следования поезда пока недоступна.
Кстати, при наличии электронной регистрации не производится изменение условий договора перевозки, заключенного при оформлении заказа на покупку билета (отказ от поездки, остановка и прекращение поездки в пути следования), а также возобновление срока действия договора перевозки в случае опоздания пассажира на поезд. Кроме того, есть определенные сложности с возвратом такого билета — в случае отказа пассажира от поездки при наличии электронной регистрации необходимо не позднее 1 часа до отправления поезда оформить проездной документ (билет) в кассе РЖД или через терминал самообслуживания и уже только после этого возвратить его установленным порядком. Очень сложно и муторно.
Несмотря на определенные, изложенные выше недочеты, проект электронной регистрации все-таки можно считать состоявшимся, хотя и не совсем полноценным. Фактически, путешественникам можно не стоять в вечно переполненные кассы РЖД, а с помощью бесплатного Wi-Fi на вокзалах, используя нетбук, смартфон или коммуникатор, заказать себе билет, оплатить его с помощью пластиковой карты, пройти регистрацию в Сети и идти на посадку имея на руках только удостоверение личности. Правда, для полноты картины РЖД не мешало бы напомнить пользователю информацию о его поезде, вагоне и месте после приобретения электронного билета — это вполне спокойно реализуется с помощью информационных SMS-рассылок, технология давно отработана. Возможно, это все-таки вскоре случится и сервис будет полноценным.